0
5346
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.09.2024 18:00:00

Пушкин, Шиллинг, Гамель и юбилейные даты

Интересно переводить истории науки в художественные графические форматы

Евгений Стрелков

Об авторе: Евгений Михайлович Стрелков – художник, поэт, сотрудник Университета Лобачевского, Нижний Новгород.

Тэги: культура, искусство, литература, пушкин


культура, искусство, литература, пушкин Три памятника Пушкину открывают выставку «Юбилей» в нижегородском Арсенале. Фото автора

В нижегородском Арсенале, волго-вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, открылась выставка «Юбилей» – художественное подношение поэту Александру Пушкину от художника. Художник – автор эти строк.

«…И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг!..» – писал Александр Сергеевич Пушкин в честь своего друга Павла Львовича Шиллинга, изобретателя электрического телеграфа, лингвиста, востоковеда и путешественника. И мне интересно переводить истории науки в художественные графические форматы.

Словом, в итоге вырисовывалось несколько тем, к каждой из которых переписано по-своему одно из хрестоматийных пушкинских стихотворений. Подготовлен графический проект – книга художника, серия акварелей, набор резиновых штампов, фильм, атлас географических карт и альбом силуэтов.

Моими адресатами (и собеседниками) помимо Пушкина стали его друзья: упомянутый Павел Шиллинг, коллега-стихотворец Алексей Хомяков, философ Петр Чаадаев.

Тут кстати подоспел и другой юбилей – в наступившем году Российская академия наук отмечает 300-летие. Во время Великого посольства Петра потрясли естественно-научные коллекции амстердамских аптекарей Фредерика Рюйша и Альберта Себы, которые он и поспешил приобрести для своей новой столицы.

Петр сразу высказал намерение пополнять эти коллекции, легшие в основу Кунсткамеры, местным материалом. Он повелел доставлять в столицу как упавшие с неба камни, так и предметы древности, в том числе и то, что мы сейчас назвали бы палеонтологическими образцами. Интересовали царя и отклонения от нормы в живой природе вроде сиамских близнецов или двухголового теленка. В самой же Кунсткамере регулярно проводились анатомические вскрытия, доступные широкой публике, с комментариями профессоров-медиков.

В 1830-е (то есть в пушкинское время) в число академиков вошел Иосиф Христианович Гамель. Он стал адептом, а во многом и двигателем еще одного направления – мы бы сейчас назвали это инновациями в области технологий.

Гамель – уроженец волжской Сарепты, построенной немцами в рамках программы Екатерины II по привлечению иностранцев для заселения малолюдных здесь волжских берегов и для возделывания здешней земли.

Колонисты Сарепты строили маслобойни, производили горчицу, варили пиво, уклад их жизни был строг и к наукам не очень расположен, но иные колонисты тянулись к исследованиям. Среди выходцев из Сарепты были переводчики калмыцких текстов и энтомологи, географы и путешественники. Юноша Иосиф Гамель отпросился в Петербург, где окончил военно-медицинскую академию, но врачом не стал, а увлекся электрическими машинами – модным тогда в Европе околонаучным занятием.

Построенная Гамелем электрическая машина заинтересовала царя, ее автор был послан в Лондон для изучения технических новинок, в чем и преуспел. В каком-то смысле он выступил антиподом лесковского Левши, как известно, ничему в Англии не научившемуся, разве что сделавшего вывод о том, что негоже ружья кирпичом чистить, а то пули в стволах болтаться будут. Кстати, в 1826 году, вернувшись из первых заграничных поездок, Гамель издал богато иллюстрированную историю Тульского оружейного завода, так что, возможно, он стал одним из прототипов и источников тульской повести Лескова.

Так вот, Гамель в Англии внимательно изучил самые разные новации – от водолазного колокола до ланкастерского метода взаимного обучения школьников. Он собирал на берегу ихтиолиты – окаменевшие отпечатки древних рыб, вместе со всей просвещенной Англией разглядывал реконструированные Оуэном скелеты вымерших птиц-гигантов. Кстати, Гамелю поручили и приехавших в Лондон сыновей русского императора, один из которых, а именно Николай, в будущем будет царствовать.

10-16-1х480.jpg
В 1830-е в число академиков вошел
Иосиф Христианович Гамель. 
Гравюра 1868 года, изображение
с сайта goskatalog.ru
Рассказывают, что юный Николай Александрович подбрасывал уголь в топку паровоза Стефенсона, а Гамель много позже порекомендует царю Николаю инженера Герстнера в качестве проектировщика первой в России Царскосельской железной дороги. Так что в какой-то степени мы обязаны Иосифу Гамелю железнодорожным сообщением. А его лондонская командировка продолжилась поездками на Всемирную выставку в Париж и путешествиями в другие европейские столицы.

Гамель изучил производство кошенили – и затем развел этого червеца на Кавказе. Гамель организовал восхождение на Монблан с научными целями – измеряли атмосферное давление на высоте, брали пробы снега. Это его предприятие закончилось трагически – неожиданно сошедшая снежная лавина погубила проводника экспедиции. Гамель был отозван русским правительством на родину, вот тогда он и засел за историю тульских заводов.

Но уже через несколько лет – новая поездка за границу, где он очень кстати познакомился с еще одной технической новинкой – фотографией. Причем новую технологию он получил совсем свежей и из первых рук – от Генри Тальбота и Луи Дагера. Гамель сам сделал несколько дагеротипов и отослал реактивы и инструкцию в Петербург, в Академию наук, где академики повторили его опыты. Так в России появилась фотография – практически одновременно с ее появлением в Англии и Франции.

Еще один сюжет – торгово-промышленные выставки. Иосиф Гамель был инициатором таковой в Москве в 1837 году в Большом Кремлевском дворце и затем в Дворянском собрании Первопрестольной. А в 1851 году он стал комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Лондоне. Для этого мирового смотра достижений наук и технологий в Кенсингтонском саду был построен знаменитый Хрустальный дворец – огромный павильон из стекла и стали по типу оранжереи. Хрустальный дворец не только стал родоначальником выставочной архитектуры, но и произвел огромное впечатление на другого русского гостя – Николая Чернышевского, который ввел хрустальные дворцы в сны Веры Павловны, героини романа «Что делать?».

Конечно, русский отдел выставки 1851 года был скромен по сравнению с английским или французским, в основном там были представлены художественные промыслы и продукция камнерезного и металлургического производств Урала, а также сорта озимой ржи.

Едва были спущены флаги Всемирной выставки, Иосиф Гамель отправился на побережье наблюдать за прокладкой подводного телеграфного кабеля между Англией и Шотландией. За телеграфной темой Гамель следил внимательно, видя за телеграфом огромное будущее, и не уставал напоминать всему миру о приоритете Павла Шиллинга, испытавшего модель электрического телеграфа в Петербурге аж в 1832 году. Чуть позже по проекту Шиллинга начали строить телеграфную линию из Петербурга в Петергоф, и только неожиданная смерть в 1837 году помешала изобретателю насладиться заслуженным успехом. И хотя в мировой обиход вошла система Самюэля Морзе, сам Морзе не скрывал, что был знаком с телеграфом Шиллинга и много позаимствовал у русского предшественника.

А Гамель продолжал свои инженерные вояжи, играя роль научно-технического коммуникатора между Россией и Западной Европой. Так и умер он в Англии в 1862 году, простудившись на холодном береговом ветру – и в чем-то отзеркалил судьбу Левши, который помер от алкогольной горячки вскоре по прибытии на пироскафе из Англии. Похоронили Гамеля на южной окраине Лондона, говорят, стоит на его могиле скромный памятник с указанием дат рождения и смерти.

Что ж, как писал Пушкин Плетневу тридцатью годами раньше, в 1831 году: «Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы... Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья…»

Жизнь Иосифа Христиановича Гамеля была богата событиями на ниве просвещения, и памятник ему – не скромный обелиск на лондонском кладбище, а грандиозная транссибирская телеграфная линия, проложенная десятью годами после его смерти через всю Сибирь – до Владивостока и Хабаровска, а оттуда в Маньчжурию и Японию.

Карта этой телеграфной линии есть на выставке «Юбилей», в одной из печатных книг художника. Так же как есть на выставке и портрет Павла Шиллинга, и знаменитое посвящение ему Александра Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...» Этот дух просвещения был любезен как Павлу Шиллингу, так и его другу Александру Пушкину, и выставка «Юбилей» в нижегородском Арсенале (которая продлится до середины ноября юбилейного года) – еще одно напоминание об этом. 

Нижний Новгород.


Читайте также


Право на Писание

Право на Писание

Андрей Мельников

Законопроект о централизации религиозной деятельности внесен на рассмотрение Госдумы

0
945
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2064
Всевышний всех расставил по местам

Всевышний всех расставил по местам

Александр Балтин

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

0
4602
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14024

Другие новости