В 1961 году Игорь Можейко начал писать очерки, но еще не фантастику. Фото из архива Михаила Манакова |
Вышел и ряд неожиданных книг. На весенней книжной ярмарке non/fiction прошла презентация трех более чем 800-страничных томов из цикла «Приключения Алисы». Поначалу планировалась одна книга – с самыми известными повестями «Приключения Алисы», «День рождения Алисы», «Сто лет тому вперед». Однако стараниями библиографа и исследователя творчества Булычёва Михаила Манакова вышли три со всеми самыми любимыми читателями произведениями. Наиболее интересна в этом издании повесть «Пленники астероида». Эта версия текста практически неизвестна массовому читателю.
История создания этого произведения сама похожа на роман. В начале 1981 года на киностудии «Союзмультфильм» заканчивалась работа над большим проектом – полнометражным фантастическим мультфильмом «Тайна третьей планеты». Параллельно на студии развивался другой глобальный проект, след которого в 2013 году обнаружил в архивах «Союзмультфильма» исследователь советской мультипликации Георгий Бородин. «Начало переговоров о советско-японской мультипликационной постановке относится, видимо, к 1979 году, – рассказывает он. – Во всяком случае, в марте 1980-го уже была выбрана тема – вольная экранизация романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Уже в апреле 1981 года Кир Булычёв предложил студии сценарную заявку, она сначала была одобрена, но потом отвергнута. Кир Булычёв не стал автором советского аниме, но продолжал работу над сюжетом. В архивах «Союзмультфильма» сохранилось еще одно либретто мультфильма – уже космический вариант «Пятнадцатилетнего капитана». Но и эта картина не была снята. Зато история легла в основу повести «Ловушка», которая печаталась в газете
Кир Булычёв. Миллион приключений. Заповедник сказок: Приключения Алисы: Повести.– СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023. – 864 с. (Большие книги) |
Этот трехтомник – для широкого круга. А Манаков тем временем аккурат к юбилею представил книгу из цикла «Для узкого круга». В ней библиограф выпускает произведения Булычёва-Можейко – либо совсем неизвестные, либо в редких малоизвестных редакциях.
Книга «1185 год. Восток – Запад» также с богатой историей. Она подписана настоящим именем автора – Игорь Можейко. Научно-популярная работа по истории Евразии. Именно так. Однажды историк заметил, что его предмет в основном изучают, по его меткому выражению, «как речки»: история России, история Китая, история Японии, история Англии, история Германии, история Востока. А между тем все эти страны и регионы были связаны множеством «ниточек». Взяв за отправную точку 1185 год, в котором произошли события, описанные в «Слове о полку Игореве», автор заметил, что одновременно жили князь Игорь и Владимир Галицкий, Шота Руставели и Низами, Ричард Львиное Сердце и Фридрих Барбаросса, Чингисхан и грузинская царица Тамара. «Автор нашел прием, – пояснил Манаков, – позволивший ему увязать события в разных странах – от Тихого до Атлантического океана: он как бы движется по Великому шелковому пути и показывает читателю жизнь людей и целых народов, которые, может быть, не знали о существовании друг друга, но тем не менее были тесно взаимосвязаны невидимой нитью торговых и культурных контактов».
В 2001 году Кир Булычёв и автор этой статьи участвовали в посадке Аллеи имени Алисы Селезневой в парке «Дружба». Фото Игоря Борисенко |
Хочется еще сказать, что в 2022 году Манаков таким же образом поступил с циклом исторических очерков Игоря Можейко «Тайны истории». В дополнение к «каноническому» составу из восьми книг, выходивших ранее под этим названием, в два толстенных тома вошло около 20 вариантов статей из газеты «Пионерская правда», серьезно отличающихся от известных книжных версий, а также 25 статей с оригинальными сюжетами (как из «Пионерки», так и из других изданий). Одна из статей, недавно найденная в архиве Булычёва, была опубликована впервые.
Игорь Можейко. 1185 год. Восток – Запад: исторические очерки. Сост. М.Ю. Манаков.– Челябинск: ЛАБИринТ КБ, 2024. – 704 с. (Для узкого круга) |
«Основной объем подготовительных работ составила, как ни странно, ретушь иллюстраций, – рассказал Манаков. – Для первого тома потребовалось обработать почти 300 черно-белых рисунков Киры Сошинской (супруги писателя. – «НГ-EL»). Для второго тома – примерно столько же: Сошинской и Константина Тадорашко. Все рисунки были просканированы с оригиналов, бережно хранившихся в архивах художников».
В чем же секрет популярности Кира Булычёва? Почему к его творчеству – и художественному, и научному – снова и снова обращаются издатели и кинематографисты? Он привнес в русскую фантастику ХХ века человечность. Однажды я его спросил, как так вышло, что в его произведениях женских персонажей больше, чем у кого бы то ни было, и все они такие яркие. «Фантастика – это все-таки паралитература и в наших условиях до «большой литературы» немного не дотягивает, – сказал он. – Реалистическая литература занята выяснением отношений между людьми, а люди – это обязательно или мужчины, или женщины. А в фантастической литературе этот принцип художественной литературы часто забывается. Идет подмена отношений – на место отношений между мужчиной и женщиной ставятся отношения другого рода – между человеком и обществом, человеком и техникой, человеком и наукой, человеком и машиной и так далее... И выходит, что машина, наука и другие подобные штуки начинают служить заменителем женщин... Что мне кажется определенного рода извращением».
Кир Булычёв всегда был за традиционные ценности.
Поэтому его сюжеты будут интересны во все времена.
комментарии(0)