0
4673
Газета Я так вижу Интернет-версия

01.08.2018 14:41:00

Разговоры о труде вместо самого труда – это маниловщина

Никакая "Технология" не заменит полноценного технического обучения

Владимир Семенихин

Об авторе: Владимир Петрович Семенихин – бывший старший преподаватель МГПИ.

Тэги: технология, школьные предметы


технология, школьные предметы Раньше девочек учили на уроках труда готовить. Совсем неплохо для жизни! Фото PhotoXPress.ru

Все знают, что такое технология. Это процесс, в результате которого получается нужный продукт. Например, технология выращивания зерновых культур. Или технология пошива брюк. А школьный предмет «Технология» – это о чем? О каких-то общих технологических принципах? Спросил у соседа-шестиклассника: «Что изучаете на уроках технологии?» Он стал говорить об экономике и компьютере. Неясно, путано. Тогда я нашел в Интернете программу по «Технологии» для 5–8-х классов В.М. Казакевича и Г.А. Молевой.

В разделе «Общая характеристика предмета «Технология» узнаем, что основное его направление – формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Далее говорится о месте предмета в базисном плане, о развитии инновационной творческой деятельности обучающихся. Очень красивые слова!

Обучение строится на основе процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природы и социальной среды. Наконец-то! Вот оно, содержание! Очень интересно, как школьники будут преобразовывать материалы, энергию, информацию, объекты природы и даже социальную среду?!

Но я рано радовался. Дальше идет объяснение, по каким образовательным линиям строится изучение материала: культура и эстетика труда, получение, хранение и использование информации, основы черчения, графики, дизайна, домашней и прикладной экономики, техническая творческая, проектная деятельность... И так далее. Около 30 пунктов. За этим следует раздел о результатах усвоения предмета. Это личностные, метапредметные, предметные – всего примерно 60 результатов!

Поражает количество линий и результатов. И учитель должен все это помнить и применять в работе? За словесным туманом теряется содержания предмета.

Однако смотрим раздел «Обобщенные результаты обучения технологии». Ученик должен овладеть: трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, нужными для создания продуктов труда, умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы, составлять жизненные планы, навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства, формированием культуры труда.

Но как овладеть? Что конкретно он должен изучить и что делать практически?

Читаем дальше и доходим до раздела «Смысловое чтение». Ученик должен научиться: понимать смысл содержания текста, находить в тексте нужную информацию, структурировать текст... И так 14 пунктов. Это что, предмет по развитию речи? Не случайно на каждом уроке проводится беседа по усвоению понятий. Ясно, что дети практически не работают. Центральное место на уроке занимает беседа. Практическая работа подменяется словесными упражнениями.

Теоретический характер предмета «Технология» особенно ярко виден в пособии для 6-го класса. На 120 страницах – беседы о ручном и машинном труде, о механизмах и машинах. Учащимся даются задания готовить рассказы по изучаемым темам. Из практических работ – несколько игрушек из бумаги.

Возникает вопрос: а зачем нужен такой предмет в школе? Разговоры о труде вместо труда – маниловщина, и это развращает. Болтун психологически не готов к труду на производстве. Какие жизненно важные знания и умения дает подросткам этот предмет?

Во времена трудового обучения девочки изучали шитье, кулинарию, ведение домашнего хозяйства. Заканчивая 8-й класс, умели скроить и сшить платье, приготовить грамотно любое блюдо для взрослых и для детей. Мальчишки изучали технический труд. Изучали свойства металлов и древесных материалов. Владели ручными инструментами по обработке дерева и металла, умели работать на станках. Многие инструменты в учебных мастерских были сделаны их руками.

После 8-го класса половина школьников шла в технические училища, осваивать рабочие профессии. Другая половина, продолжая учиться в школе, занималась автоделом или одной из профессий в учебных центрах. В 90-е годы у школ не было возможности содержать мастерские. Станки и верстаки убрали в подвалы или продали. На месте мастерских оборудовали кабинеты информатики. В Академии образования придумали учебный предмет «Технология». Восполнить потерю он не смог, зато сохранил часы. Трудные времена прошли. Так что делать теперь? Восстановить трудовое обучение? Может, данная идея не лишена смысла?

Получив, например, с 5-го по 9-й класс хорошую практическую подготовку, многие с большим желанием пойдут изучать технические профессии. Сейчас это особенно важно. Через пять лет в промышленности будет острая нехватка молодых рабочих.

Но вопрос восстановления потребует начать в педагогических вузах подготовку учителей труда как второй специальности. В школах-новостройках – предусмотреть помещения для мастерских. Ну и так далее. Только в любом случае это будет лучше, чем просто разговоры о труде. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По данным соцопроса, россиянам не нужны ни идеологические предметы, ни иностранные языки

По данным соцопроса, россиянам не нужны ни идеологические предметы, ни иностранные языки

Разговоры о важном и неважном

0
6410

Другие новости