0
8115
Газета Я так вижу Интернет-версия

15.01.2019 19:16:00

Цунами в альянсе Renault–Nissan

В чем причины крушения двадцатилетней карьеры Карлоса Гона

Марина Клинова

Об авторе: Марина Вилениновна Клинова – ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доктор экономических наук.

Тэги: автопроизводители, кризис, renault, nissan, карлос гон, арест, япония


автопроизводители, кризис, renault, nissan, карлос гон, арест, япония Фото Marlene Awaad/Bloomberg via Getty Images

Внутри первого в мире автопроизводителя развивается кризис. Бессменный с 1999 года руководитель Renault, а затем и альянса Renault–Nissan Карлос Гон арестован 19 ноября 2018 года в Японии, не успев выйти из самолета. Его обвинили в злоупотреблении служебным положением, финансовых нарушениях, уклонении от уплаты налогов. Гон находится в суровых условиях японской тюрьмы. Заявление об освобождении под поручительство отклонено судом.

Тем не менее на полях саммита «большой двадцатки» лидеры Франции и Японии высказались за продолжение сотрудничества в автопроме. Премьер Синдзо Абэ подчеркнул, что партнеры должны сами, без вмешательства правительств, определить будущее альянса. Отношения Франции и Японии в целом можно назвать стратегическим партнерством. На фоне разворачивающегося в Японии «дела Гона» во Франции прошла встреча министров иностранных дел и обороны обеих стран, на которой было подтверждено сотрудничество и в военно-морской сфере.

Одно подозрение в том, что Гон в 2011–2015 годах не задекларировал доход примерно в 40 млн евро, является достаточно серьезным основанием для начала расследования. Но он не рядовой руководитель не рядовой компании: достигнутый им коммерческий успех уникален. В мировом автопроме до Гона никому не удавалось создать столь успешную транснациональную компанию на основе симбиоза абсолютно разных деловых культур. Попытки слияний, например Crysler-Fiat или Opel-General Motor, проваливались.

В 1999 году Гон во главе Renault приобрел контроль над Nissan, чьи продажи стремительно падали, а долги росли. В 2017 году вкупе с Mitsubishi альянс становится первым автопроизводителем в мире, опередив Volkswagen и Toyota. Бизнес-партнеры в альянсе практически поделили мировой рынок: Nissan представлен в США, Renault – в Европе. Машины Nissan производят и на заводах во Франции. Успех проявился и в том, что альянс запустил в 2007-м проект электромобилей и развернул их производство раньше других автомобилестроителей. Благодаря сотрудничеству сегодня Nissan – чемпион в мире по электромобилям Leaf, Renault – в Европе по Zoe. Гон заявлял о намерении вложить в научные исследования до 18 млрд евро до 2022 года (срок действия его контракта).

В производственно-коммерческом плане проблем в альянсе не возникает. Однако на пути к успеху Гон нажил немало врагов и во Франции, и в Японии. В Париже его упрекают в ликвидации рабочих мест из-за переноса производства в Марокко, в огромной зарплате. По доходам среди французских топ-менеджеров он занял в 2017 году третье место – 13 млн евро.

Заметим, что вопрос вознаграждения высшего руководства везде стоит остро. Так, во Франции в крупнейших компаниях разница в зарплате топ-менеджеров и работников составляет 130 раз. В Японии этот разрыв вдвое меньше, но в CША – в 2,5 раза больше, чем во Франции. Минимальный показатель – в странах Северной Европы – 40–50 раз, почти как 150 лет назад рекомендовал отец автомобилестроения Генри Форд.

В Японии Гон, проводя реструктуризацию и спасая Nissan, не учел особенностей японской промышленной культуры. Вначале он был почти героем, его автобиография на японском языке разошлась огромным тиражом. Однако управленческие решения глобалиста Гона пошли вразрез с производственными традициями Японии. Оздоровление Nissan привело к закрытию 15 заводов, увольнению 21 тыс. работников. Между тем в Японии принято на одном предприятии работать всю жизнь.

Названные обстоятельства представляются лишь фоном произошедшего, а предъявленные обвинения служат скорее поводом для отстранения от дел главы альянса. Истоки конфликта лежат глубже и кроются в соотношении сил, долей в капитале компаний. 15% капитала Renault принадлежат французскому государству, в то время как японское государство в капитале Nissan не участвует. Renault владеет свыше 43% капитала Nissan с правом голоса, а Nissan – лишь 15% капитала Renault и без права голоса. При этом за время существования альянса оборот и продажи у Nissan росли и сегодня почти вдвое опередили Renault.

Конфликт зрел с 2015 года, когда французское государство (при поддержке тогдашнего министра экономики Эмманюэля Макрона) увеличило свою долю в капитале Renault. Ранее был принят закон, по которому долговременным инвесторам спустя два года после приобретения акций обеспечивалось удвоение голосов (1 акция = 2 голоса). Это увеличило влияние Renault (и косвенно – французского государства) в альянсе, что было плохо воспринято и Nissan, и японским правительством. Намерение Гона довести интеграцию внутри альянса вплоть до полного слияния стало восприниматься японской стороной как наращивание влияния французского государства до неприемлемых для нее пределов.

Коммюнике японского правительства об аресте Гона появилось сразу же после его задержания. Почти синхронно на пресс-конференции выступил топ-менеджер Nissan, связавший сложившуюся ситуацию с чрезмерной концентрацией власти в одних руках. Дистанцировалась от Гона и Mitsubishi. Японская сторона явно стремится к тому, чтобы ее роль внутри альянса соответствовала ее производственным успехам. Один из руководителей Nissan заявил о необходимости покончить с ситуацией, когда у японцев в альянсе меньше влияния, чем у французов. Почувствовав силу, японский партнер стремится изменить статус-кво, пересмотреть прежние договоренности.

Что касается судьбы лично Гона, то у «всемогущего» топ-менеджера не нашлось ни сочувствия среди работников, ни поддержки предпринимательского сообщества. Макрону, которого упрекают в том, что он «президент богатых», сложно поддержать своего высокооплачиваемого гражданина в противостоянии с судебной машиной Японии на фоне кризиса «желтых жилетов».

Вывод из этой неоконченной истории – самые выдающиеся, даже беспрецедентные успехи в бизнесе не могут служить оправданием, если вина будет доказана.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

Анастасия Коскелло

Политики и чиновники рассуждают о причинах кризиса в отношениях с Москвой

0
2556
В энергосистеме Украины введены экстренные отключения

В энергосистеме Украины введены экстренные отключения

Наталья Приходко

Министерство обороны Румынии предпочло не заметить падения неопознанной ракеты на своей территории

0
1508
Европейцы советуют Санду чаще бывать в Гагаузии

Европейцы советуют Санду чаще бывать в Гагаузии

Светлана Гамова

В Кишиневе опасаются выхода автономии из Молдавии

0
1674
В Абхазии могут изменить график отключения электричества после новогодних праздников

В Абхазии могут изменить график отключения электричества после новогодних праздников

0
753

Другие новости