0
4933
Газета Я так вижу Интернет-версия

27.02.2019 18:30:00

Педагоги-подвижники на грани исчезновения

Новые веяния и доктрины перекрыли путь в систему детского досуга "чужакам" и "дилетантам"

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: образование, стандартизация, оптимизация, детский досуг, кружки, педагоги, подвижники


образование, стандартизация, оптимизация, детский досуг, кружки, педагоги, подвижники Руководители кружков стараются на занятиях учитывать и тренды времени, и интересы самого ребенка. Фото РИА Новости

Жил на Урале увлеченный человек, вел кружок выжигания по дереву во Дворце творчества детей и молодежи. Стены кружка были увешаны грамотами и благодарностями. Но пришла оптимизация системы дополнительного образования детей. На ее волне специалиста обвинили в неумении отделять профессию от хобби, в оторванности от актуальных запросов подопечных. И приклеили ярлык – «социальный аутист».

В результате коллектив «Художественной обработки древесины» обернулся «Юным техником». А отставшему от жизни мастеру пришлось загрузить декоративные поделки в «Ниву» (трудовой договор с ним расторгли) и отбуксировать в личный гараж. До лучших времен.

Другой увлеченный человек, мичман в отставке, умудрился в удаленном от морей райцентре Черноземья вырастить Клуб юных моряков. «Миссия добровольного самодеятельного объединения – пробудить любовь к отчизне», – было сказано в уставе клуба. Юнги вязали морские узлы, впитывали рассказы ветерана... До тех пор, пока не раздался звонок из солидной надзорной структуры. И хотя признаков аутизма у педагога в погонах не нашли, он предпочел перейти на другую работу, покончив с преподаванием.

Новые веяния и доктрины перекрыли путь в систему детского досуга «чужакам» и «дилетантам». После пяти лет научных баталий окончательно утвержденный осенью 2018 года министром труда и социальной защиты Максимом Топилиным стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых определил обобщенные трудовые функции последнего. Среди них – «отбор лиц для освоения образовательных программ», «объективное оценивание результатов», «педагогический контроль» и «диагностика мотивов поведения». Особое внимание уделено умению предоставлять «по запросам уполномоченных лиц» информационные, отчетно-аналитические и другие материалы.

В общем, контуры занятости изобретателя массовых индивидуальных производств будущего (термин Ричарда Флориды) сведены к отбору «профессионально пригодных», контролю за их успеваемостью/поведением и составлению бумаг. С принятием этого стандарта учитель-подвижник в нашей стране оказался на грани исчезновения.

Парадокс: документ, подготовленный в целях «развития творческих способностей» граждан, на деле их подавляет.

Питомцам неформального сектора образования предлагается освоить очередной (по аналогии с ФГОСами в школе) джентльменский набор компетенций (знаний, умений). Другая новинка – обязательные «массовые досуговые мероприятия с привлечением родителей (законных представителей)», организация которых дополнила реестр «задолженностей» творческого педагога перед государством.

Сами родители тем временем, судя по данным Центра социально-экономического развития школы НИУ «Высшая школа экономики», считают уровень стандартизации образования и без того достаточным. Они видят в кружках и секциях не столько инструменты профориентации, сколько центры поддержки индивидуальности детей, развития их эрудиции, коммуникабельности, укрепления здоровья.

«Сеть академий и «тусовок» добровольного образования – это пространство без «погон», где профиль, избираемый учеником, глобальной роли не играет. Дети идут не столько на занятие, сколько к друзьям, отражающим, как в тысяче зеркал, их собственную индивидуальность», – подчеркивает президент московской организации ЮНПРЕСС Сергей Цымбаленко.

С этим согласны, кстати, и выпускники того самого Клуба юных моряков, который не вписался в новый тренд. «Так здорово было ощущать себя частью команды единомышленников, боевого братства», – делится капитан клуба Оксана Столбунова.

Один из фундаментальных принципов кружковой работы во дворцах и домах пионеров и школьников СССР звучал так: «Научился сам – научи товарища!» Об этом пишет в «Педагогической энциклопедии» 1964 года издания историк О.И. Грекова.

В свое время товарищеская педагогика обеспечила стране рывок не только в сфере воспитания. По мнению признанных авторитетов, в советских многопрофильных отрядах и кружках не было трудных детей: все дети становились лучшими, лидерами. И нередко перехватывали часть должностных задач у педагогов. Этот стихийный пересмотр традиционно преподавательских функций внутри самодеятельных объединений вызывал, как известно, особую настороженность в номенклатурных кругах. Кто знает, может быть, и поступками нынешних кураторов системы ДОД (дополнительного образования детей) движут все те же охранительные гены?

Впрочем, точные рамки производственных стандартов, тестов и программ, в которых вынуждена выживать система внешкольных досугов, вовсе не обязательно мешают детскому поиску и самовыражению. Правда, по мнению главы Департамента образования Перми Людмилы Гаджиевой, финансировать целесообразно «не учреждение по смете, а факт оказания услуги». Образовательные предпочтения и траектории ребенка очень подвижны, зачастую неисповедимы: «В сентябре записался в кружок, а в октябре в него уже не ходит». Именно поэтому, по словам Гаджиевой, был разработан программный продукт, учитывающий каждое посещение. При входе школьника в аудиторию система автоматически списывает «покупку» с его персональной карточки и в базе данных. Таким образом, картридер, оборудованный в классе, позволит без труда учесть поток визитеров в течение дня. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2859
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
4467
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7951
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
11792

Другие новости