0
4947
Газета Я так вижу Интернет-версия

27.02.2019 18:30:00

Педагоги-подвижники на грани исчезновения

Новые веяния и доктрины перекрыли путь в систему детского досуга "чужакам" и "дилетантам"

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: образование, стандартизация, оптимизация, детский досуг, кружки, педагоги, подвижники


образование, стандартизация, оптимизация, детский досуг, кружки, педагоги, подвижники Руководители кружков стараются на занятиях учитывать и тренды времени, и интересы самого ребенка. Фото РИА Новости

Жил на Урале увлеченный человек, вел кружок выжигания по дереву во Дворце творчества детей и молодежи. Стены кружка были увешаны грамотами и благодарностями. Но пришла оптимизация системы дополнительного образования детей. На ее волне специалиста обвинили в неумении отделять профессию от хобби, в оторванности от актуальных запросов подопечных. И приклеили ярлык – «социальный аутист».

В результате коллектив «Художественной обработки древесины» обернулся «Юным техником». А отставшему от жизни мастеру пришлось загрузить декоративные поделки в «Ниву» (трудовой договор с ним расторгли) и отбуксировать в личный гараж. До лучших времен.

Другой увлеченный человек, мичман в отставке, умудрился в удаленном от морей райцентре Черноземья вырастить Клуб юных моряков. «Миссия добровольного самодеятельного объединения – пробудить любовь к отчизне», – было сказано в уставе клуба. Юнги вязали морские узлы, впитывали рассказы ветерана... До тех пор, пока не раздался звонок из солидной надзорной структуры. И хотя признаков аутизма у педагога в погонах не нашли, он предпочел перейти на другую работу, покончив с преподаванием.

Новые веяния и доктрины перекрыли путь в систему детского досуга «чужакам» и «дилетантам». После пяти лет научных баталий окончательно утвержденный осенью 2018 года министром труда и социальной защиты Максимом Топилиным стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых определил обобщенные трудовые функции последнего. Среди них – «отбор лиц для освоения образовательных программ», «объективное оценивание результатов», «педагогический контроль» и «диагностика мотивов поведения». Особое внимание уделено умению предоставлять «по запросам уполномоченных лиц» информационные, отчетно-аналитические и другие материалы.

В общем, контуры занятости изобретателя массовых индивидуальных производств будущего (термин Ричарда Флориды) сведены к отбору «профессионально пригодных», контролю за их успеваемостью/поведением и составлению бумаг. С принятием этого стандарта учитель-подвижник в нашей стране оказался на грани исчезновения.

Парадокс: документ, подготовленный в целях «развития творческих способностей» граждан, на деле их подавляет.

Питомцам неформального сектора образования предлагается освоить очередной (по аналогии с ФГОСами в школе) джентльменский набор компетенций (знаний, умений). Другая новинка – обязательные «массовые досуговые мероприятия с привлечением родителей (законных представителей)», организация которых дополнила реестр «задолженностей» творческого педагога перед государством.

Сами родители тем временем, судя по данным Центра социально-экономического развития школы НИУ «Высшая школа экономики», считают уровень стандартизации образования и без того достаточным. Они видят в кружках и секциях не столько инструменты профориентации, сколько центры поддержки индивидуальности детей, развития их эрудиции, коммуникабельности, укрепления здоровья.

«Сеть академий и «тусовок» добровольного образования – это пространство без «погон», где профиль, избираемый учеником, глобальной роли не играет. Дети идут не столько на занятие, сколько к друзьям, отражающим, как в тысяче зеркал, их собственную индивидуальность», – подчеркивает президент московской организации ЮНПРЕСС Сергей Цымбаленко.

С этим согласны, кстати, и выпускники того самого Клуба юных моряков, который не вписался в новый тренд. «Так здорово было ощущать себя частью команды единомышленников, боевого братства», – делится капитан клуба Оксана Столбунова.

Один из фундаментальных принципов кружковой работы во дворцах и домах пионеров и школьников СССР звучал так: «Научился сам – научи товарища!» Об этом пишет в «Педагогической энциклопедии» 1964 года издания историк О.И. Грекова.

В свое время товарищеская педагогика обеспечила стране рывок не только в сфере воспитания. По мнению признанных авторитетов, в советских многопрофильных отрядах и кружках не было трудных детей: все дети становились лучшими, лидерами. И нередко перехватывали часть должностных задач у педагогов. Этот стихийный пересмотр традиционно преподавательских функций внутри самодеятельных объединений вызывал, как известно, особую настороженность в номенклатурных кругах. Кто знает, может быть, и поступками нынешних кураторов системы ДОД (дополнительного образования детей) движут все те же охранительные гены?

Впрочем, точные рамки производственных стандартов, тестов и программ, в которых вынуждена выживать система внешкольных досугов, вовсе не обязательно мешают детскому поиску и самовыражению. Правда, по мнению главы Департамента образования Перми Людмилы Гаджиевой, финансировать целесообразно «не учреждение по смете, а факт оказания услуги». Образовательные предпочтения и траектории ребенка очень подвижны, зачастую неисповедимы: «В сентябре записался в кружок, а в октябре в него уже не ходит». Именно поэтому, по словам Гаджиевой, был разработан программный продукт, учитывающий каждое посещение. При входе школьника в аудиторию система автоматически списывает «покупку» с его персональной карточки и в базе данных. Таким образом, картридер, оборудованный в классе, позволит без труда учесть поток визитеров в течение дня. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
2197
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1727
Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
5255
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
7194

Другие новости