0
4033
Газета Я так вижу Интернет-версия

06.08.2019 18:58:00

Почему в Триполи взбунтовались против ООН

Москва поддержала новый план ливийского умиротворения

Равиль Мустафин

Об авторе: Равиль Зиннатуллович Мустафин – журналист-международник.

Тэги: ливия, гражданский конфликт, сарадж, хафтар, оон


ливия, гражданский конфликт, сарадж, хафтар, оон Фото Pixabay.com

В преддверии одного из главных в мире ислама праздника жертвоприношения (по-арабски Ид аль-Адха, больше известного среди мусульман бывшего СССР как Курбан-байрам) спецпредставитель генсека ООН по Ливии Гасан Саламе представил новый трехэтапный план по прекращению кровопролития и дальнейшему урегулированию в Ливии.

Первый этап плана предусматривает прекращение огня к 10 августа, что должно сопровождаться мерами по достижению доверия между непосредственными участниками конфликта, а также обменом военнопленных и телами погибших. На втором этапе планируется провести представительный форум с участием стран-спонсоров, вовлеченных в конфликт. Его целью станет полное прекращение враждебных действий и строгое соблюдение оружейного эмбарго. Заключительным аккордом должна стать межливийская конференция с участием влиятельных лиц со всей страны. По мнению эмиссара ООН, они должны будут выработать всеобъемлющие элементы по дальнейшему урегулированию конфликта.

В отличие от многих прежних нынешний план актуализировал проблему участия внешних спонсоров в конфликте. Не секрет, что борьба между ними за влияние в Ливии еще с начала «революции» против Муаммара Каддафи стала одним из решающих факторов, определяющих ход гражданской войны. Москва сразу поддержала программу Саламе, тем более что она, по словам заместителя постпреда РФ при ООН Владимира Сафронкова, «включает ключевой элемент, который мы отстаивали вот уже многие годы, а именно: требуется срочная консолидация позиций внешних игроков».

План Саламе в принципе мог бы стать основой и для прекращения кровопролития, и для урегулирования кризиса, и для договоренностей между внешними игроками. К сожалению, он хорош только на бумаге и не дает оснований даже для умеренного оптимизма. Вопрос не в его возможных изъянах. В нынешних условиях вряд ли можно ожидать появления на свет чего-то лучшего. Все дело в том, согласятся ли с каждым из трех его пунктов противоборствующие стороны и их спонсоры.

Прежние аналогичные планы так и не были претворены в жизнь. Перед началом священного для мусульман месяца Рамадан ООН уже призывала стороны к немедленному прекращению огня и перемирию. Призыв был проигнорирован в первую очередь главнокомандующим Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифой Хафтаром, который приказал своим бойцам, наоборот, усилить на противника давление ради победы.

Вряд ли призыв Саламе будет услышан и на этот раз, в условиях, когда накал вооруженной борьбы достиг высокого градуса и основные противники, как и некоторые их спонсоры, пребывают в уверенности, что вот-вот одолеют своих врагов. Пойти на перемирие для них будет равносильно отказу от победы, которая почти в кармане.

Есть вопросы и по поводу проведения форума с участием внешних игроков. Многие из них вряд ли захотят признаться в непосредственной вовлеченности в ливийский конфликт на стороне тех или иных группировок, тем более брать на себя ответственность за нарушение оружейного эмбарго или отправку в зону конфликта наемников. Тем не менее этот пункт имеет больше всего шансов на претворение в жизнь.

Что касается межливийской конференции, то само ее проведение вообще представляется делом маловероятным. Ливийские политики и племенные вожди страдают недугом, связанным с дефицитом договороспособности и взаимного доверия. Эта болезнь проявилась еще более сотни лет назад во время развязанной итальянцами войны за покорение Ливии. Одни племена враждовали с другими, ориентируясь кто на Францию или Италию, кто на Британию или Германию и Турцию. Нечто подобное происходит и в наши дни.

Ливийцы еще могут согласиться между собой по каким-то общим вопросам, например о необходимости сохранить целостность страны, объединения центральных банков и филиалов национальной нефтяной корпорации, работающих на востоке и западе страны. При посредничестве Египта удалось даже провести несколько раундов переговоров по воссозданию единых вооруженных сил с участием военных, представляющих правительство Фаиза Сараджа, ЛНА Халифы Хафтара, а также анклав в Мисурате. Но как только речь касалась вопросов, связанных с распределением ключевых должностей и дележом власти, переговоры заходили в тупик. Напомню, Ливия уже стояла на пороге такой конференции, которую планировали провести 14–16 апреля, но отменили из-за начавшегося наступления ЛНА на Триполи.

Обстановка в Ливии усугубляется поднятым «бунтом» Фаиза Сараджа против Гасана Саламе. Поводом послужил подготовленный эмиссаром ООН доклад для Совета Безопасности о текущей военной и политической ситуации в стране, с которым тот выступил в режиме видеоконференции. В нем, в частности, говорилось о том, что в Ливии сражаются иностранные наемники и экстремисты, а единственный в столице аэропорт Митига все чаще подвергается обстрелам наступающими силами Хафтара из-за того, что отряды Сараджа используют его в военных целях. Иначе говоря, Саламе возложил ответственность обе стороны.

Хафтар обычно такую критику игнорирует или отвечает довольно вяло. Так получилось и на этот раз. А реакция Сараджа оказалась на редкость болезненной, и последовал шквал жесткой критики в адрес Саламе. В заявлениях Правительства национального единства (ПНЕ), Президентского совета (ПС) и Высшего госсовета выражается решительный протест по поводу якобы «неверных фактов» и даже дезинформации, представленных в докладе. Чиновника ООН обвиняют в том, что он нарушил принцип нейтралитета и, встав на сторону Хафтара, «намеренно повторяет» вслед за главкомом ЛНА клевету на армию ПНЕ. От Саламе требуют немедленно представить списки экстремистов, воюющих на стороне Сараджда, и даже грозят судом, если таковые не будут представлены.

Пожалуй, впервые за время существования ПС и ПНЕ их глава пошел на столь резкое обострение с ООН, которая, собственно говоря, и ввела Сараджа в верхний эшелон власти. Возможно, это стало результатом более объективного подхода к оценке обстановки в Ливии и, как следствие, к сдвигу баланса предпочтений в сторону Хафтара. Если раньше международные чиновники часто закрывали глаза на связи правительства Сараджа с иностранными наемниками и экстремистами, в первую очередь с «Братьями-мусульманами» (запрещены в РФ), то сегодня не привыкшему к критике со стороны ООН главе ПС и ПНЕ есть от чего занервничать. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Год Змеи может стать для Африки годом голода

Год Змеи может стать для Африки годом голода

Данила Моисеев

ООН опасается, что низкая эффективность гуманитарных миссий на континенте приведет к катастрофе

0
2686
Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
2421
Неожиданности климатической конференции в Баку

Неожиданности климатической конференции в Баку

Олег Никифоров

CОР29 вопреки пророчествам закончилась принятием совместного коммюнике

0
9411
Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Плохо работают все институты и механизмы как Ялтинско-Потсдамского, так и Бреттон-Вудского мироустройства

0
12787

Другие новости