0
4707
Газета Я так вижу Интернет-версия

11.09.2019 18:24:00

Домашние беспризорники. Похоже, правительство готово узаконить обучение детей в две смены

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: школа, вторая смены, домашние беспризорники, дети, родители


197-8-3.jpg
Вторая, а то и третья смена превращает
школу в конвейер по производству
«автоматических устройств».
Фото PhotoXPress.ru
Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, выступая в рамках правительственного часа в Совете Федерации, привела такую статистику: 13 млн из 16 млн российских школьников учатся во вторую и третью смену. Хотя известно, что таких учеников гораздо меньше – всего около 2 млн. Казалось бы, человек обмолвился, но никто из 148 сенаторов, сидевших в зале, на очевидно завышенную цифру не отреагировал. Глава Совфеда Валентина Матвиенко даже похвалила автора новой картинки образования за очень интересное выступление «со знанием предмета».

А ведь среди именно этих ребят, возможно, зреет материал для будущей агрессии. Вообразим себе томящихся в пустых квартирах (секции и кружки еще закрыты) учеников, их мам, вынужденных по телефону проверять домашние задания. 2 млн «домашних беспризорников» – далеко не безобидный социальный тромб даже по самым скромным меркам. Ну а по мировым?

Гражданину ЕС не понять, откуда взялись у нас эти дети, почему за их права никто не заступается. Молчат палаты и сенаты, профсоюзы, родительское сообщество и целая империя педагогических наук, о которой все забыли – Российская академия образования. «Смена бывает только одна, первая, она же и последняя, но – растянутая под общественный запрос», – объясняют нашим академикам зарубежные специалисты. Поэтому, к слову, и учителям в развитых странах платят не посменно, а за полный день общения с детьми – сначала в классах, а затем в кружках и на вечерних консультациях. Этот стандарт прописан и в международных документах. Так, рекомендации о положении учителя, разработанные ЮНЕСКО, предполагают обязательные для педагога часы на общение с родителями, встречи с учениками и т.п.

«Разве у вас не так? – сочувственно цокает языком американский коллега. – Часы в обмен на рубли, рochasovka? Кто больше классов застолбит, тому и уважение? Ваши учителя каннибалы?!» Круглые глаза, не понимает. Стоп, а куда девались легендарные авиамодельные кружки, спортивные секции и клубы? Где дети собираются, если уроки идут сплошняком с утра до вечера?

Все, кроме тех, кому это положено по службе, понимают: сменность образования, да еще подкрепленная подушевым финансированием, превращает школу в производство автоматических устройств, перечеркивает детскую тягу к игре, проектно-студийному творчеству.

«Мы учим в две полные смены, поэтому не имеем возможности открывать секции, кружки: нет помещений, – говорит директор лицея № 159 Новосибирска Татьяна Горбачева. – Утром, в обед и вечером пробки на всех этажах». Рассчитанный на 566 человек лицей принимает больше тысячи: партами занята библиотека, актовый зал, учительская.

А в жилмассиве «Родники» директору недавно отстроенной школы № 211 Сергею Васильеву пришлось отдать под классы даже рекреации, предназначенные для отдыха учеников. По некоторым оценкам, школ со второй сменой больше всего в Краснодарском крае, Башкортостане, Республике Бурятия. В Дагестане – каждая вторая, а в столице Сибири таких более 70%.

Хотя еще в ноябре 2006 года газета «Вечерний Новосибирск» публиковала информацию из мэрии с позитивным заголовком «Вторая смена отмирает». Но сорвалось, причем по всей стране. «Совершенно практическая, конкретная», утвержденная в 2015 году премьер-министром Дмитрием Медведевым 10-летняя программа создания в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях временно приостановлена.

Аномальный дефицит учебных площадей побудил сибиряков к созданию откровенно комичных проектов. В одном из них фигурирует подвижный класс с применением компьютерных сетей. Причем последние, если правильно все организовать, могут дать более мощный эффект, чем традиционные методики для «неподвижных» учащихся.

Смелая разработка управленца нечаянно предвосхитила знаковое, хотя и не отмеченное аналитиками, заявление премьер-министра Дмитрия Медведева. «Если учеба во вторую смену все-таки имеет и плюсы (?! – А.З.) и минусы, – сказал он, общаясь с главой Республики Бурятия Алексеем Цыденовым, – то учеба в третью смену абсолютно никуда не годится».

То есть плюсы у неудобной во всех отношениях и выгодной, пожалуй, лишь чиновникам системы, исключающей кружки, внеклассную работу, спорт, у одиозной модели, которую бичевала еще Надежда Крупская, все-таки имеются? Какие же? И почему это стало понятно только теперь, в самый разгар перехода школ на работу в одну смену?

«Мы прошли демографическую яму, и многие регионы, где нужно закрыть тему третьей смены, вряд ли ее закроют, потому что детишки рождаются... и это тоже хорошо», – откровенно рассказала на парламентских слушаниях министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Дети и вправду рождаются, нам бы радоваться! К 2024 году детей будет больше. То есть выходит, что оплошные 13 млн занимающихся во вторую смену школьников были не ошибкой аудитора Орловой, а ее оптимистическим прогнозом? 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
3217
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
3096
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
4701
Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
11710

Другие новости