МВД хочет располагать данными обо всех пациентах психонаркологических диспансеров при допуске к сдаче экзаменов на водительские права. Фото агентства «Москва»
Медицинскому работнику запрещается законом сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования, самом факте обращения за медицинской помощью и сведения о личной жизни, полученные при обследовании и лечении. Называется это врачебной тайной.
Узнать такую тайну некоторым людям соблазнительно. Нередко ее и пытаются выведать, прежде всего об известных личностях. И выведывают (главным образом за деньги), чтобы потом выгодно перепродать. Ничего хорошего по этому поводу сказать нельзя. Но вот покушается на врачебную тайну целое ведомство – Министерство внутренних дел. Оно желает обладать информацией о пациентах психонаркологических диспансеров. Не для чего-нибудь плохого – для учета этих сведений при допуске к вождению транспорта. Но так ли это необходимо и не может ли быть использовано с неблаговидными целями?
МВД не первый год ведет переговоры с Минздравом о получении доступа к данным, составляющим медицинскую тайну. В 2018 году ГИБДД разработала законопроект о создании совместной базы данных. Но документ не внесли в Госдуму, поскольку Минздрав настоял на «позиции бескомпромиссного соблюдения врачебной тайны».
В апреле нынешнего года МВД вновь просило предоставить информацию о пациентах, имеющих психические расстройства, больных алкоголизмом и наркоманией, объясняя, что отсутствие такой информации лишает полицию возможности предупреждать преступления.
По поручению Татьяны Голиковой Минздрав переправил письмо МВД в профильные учреждения. Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева и Российское общество психиатров в совместном ответе объявили предложение МВД «избыточным», не соответствующим нормам Конституции России и действующему законодательству. Психиатры заявляют, что доля общественно опасных действий лиц с психическими расстройствами и расстройствами поведения в общем числе преступлений относительно невелика – всего 0,76%, а преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, – 36%, и не факт, что эти правонарушители страдают алкогольной или наркотической зависимостью.
По мнению врачей, предоставление МВД базы данных противоречит принципам медицинской этики и фактически стигматизирует лиц с психическими расстройствами и расстройствами поведения, поскольку основывается на убеждении, что психическое заболевание само по себе предполагает склонность к совершению преступлений.
Нынешний запрос МВД поступил в Минздрав в связи с тем, что оба ведомства получили поручение правительственной комиссии к 31 марта 2020 года «представить в правительство России предложения по формированию механизма подтверждения права управления транспортным средством на основании медицинских заключений об отсутствии противопоказаний с последующим использованием подтверждения права управления в открытой цифровой платформе «Безопасность дорожного движения».
МВД хочет располагать данными обо всех пациентах психонаркологических диспансеров для учета этой информации при допуске к вождению. Минздрав считает достаточным заключений медицинских комиссий по принципу «может водить» или «не может» – без раскрытия диагнозов.
Позиция Министерства здравоохранения России относительно сохранения врачебной тайны опирается на закон. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» сведения об обращении человека за медицинской помощью охраняются врачебной тайной. «Право человека на конфиденциальность в обстоятельствах, в которых необходимо особое доверие между врачом и пациентом для правильной постановки диагноза и назначения лечения, является одним из фундаментальных прав в сфере охраны здоровья», – говорится в официальном сообщении.
Закон предусматривает и закрытый перечень исключительных случаев, когда информация о состоянии здоровья человека может быть предоставлена без его согласия. Все они сопряжены с необходимостью предупредить вред окружающим – например, чтобы остановить распространение массовых заболеваний.
Минздрав полагает, что при получении различного рода разрешительных документов автоматическое предоставление иным федеральным органам, физическим или юридическим лицам медицинской информации о человеке без его добровольного согласия является недопустимым.
комментарии(0)