0
5229
Газета Я так вижу Интернет-версия

20.11.2019 22:16:00

Информационная открытость – это не про российское высшее образование

Почему лишь незначительное количество отечественных вузов имеют профили в соцсетях

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, доктор философских наук, профессор.

Тэги: образование, рейтинги, вузы, информационная открытость, соцсети


образование, рейтинги, вузы, информационная открытость, соцсети Дни открытых дверей – далеко не главный сегодня формат, обеспечивающий привлекательность вузов. Фото с сайта www.hse.ru

Мы живем в эпоху рейтингов и мониторингов. Благодаря искусственному интеллекту и большим данным измеряется все и везде. В этом смысле сфера образования не исключение: результаты образовательных рейтингов и их достижение находятся в последние пять лет в центре внимания российских вузов и органов управления образованием.

При этом зачастую университеты публично рассказывают о своем образовательном или реже исследовательском процессе, при этом об управленческих и стратегических моментах в развитии практически ничего не слышно. «Это связано с тем, что для университетов вопрос стратегического развития может показаться не таким важным, – считает Вера Волянская, аналитик Центра трансформации образования «Сколково». – Если в бизнес-среде изменение внешних условий моментально ставит под угрозу существование устаревшего продукта, форму управления, организацию деятельности, то университеты способны инерционно пережить много внешних потрясений. К тому же рассказывать об управленческих успехах в академической среде просто не принято (в отличие опять же от достижений в исследованиях или в образовательной деятельности). Кроме того, меняется что-то не так уж часто, а рассказывать хочется себе подобным держателям процессов изменения – остальные, кто не был в этом бою, не поймут».

Вместе с тем, по мнению экспертов, в последние годы ситуация стала иной. Эти изменения показывает и всероссийский конкурс «ПРЕСС-служба вузов РФ», который проводится с 2013 года.

На конференции «МЕДИАстратегии лидерства в образовании: корпоративный, национальный, международный уровни», которая состоялась в информационном агентстве Интерфакс, эксперты отметили, что среди информационно активных вузов наблюдается устойчивая тенденция повышения качества информационной работы вузов. Происходит освоение новых каналов и инструментов коммуникации со своими целевыми аудиториями.

В то же время доля информационно пассивных вузов увеличилась почти до 50%. У таких образовательных организаций по-прежнему отсутствует сформулированная стратегия информационной работы, минимизирован штат пресс-службы и максимально сжат финансовый ресурс для информационного позиционирования. Еще 35–40% вузов занимаются активной, но часто бессистемной и потому низкоэффективной информационной работой.

Основные коммуникационные каналы российских вузов – официальный сайт и аккаунты в соцсетях. При этом, если размещение информации на сайте вуза регламентируется Постановлением правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», то никаких регламентов для социальных сетей нет. И казалось бы, именно в соцсетях вузы могли бы развернуться, реализовать собственные коммуникационные стратегии, сообщать о важных мероприятиях и изменениях внутри вуза. Но количество вузов, которые имеют профили в соцсетях, незначительно.

Более того, по данным доклада Российского совета по международным делам (РСМД) «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов – 2019», всего 7,7% российских университетов ежедневно публикуют информацию в своих аккаунтах. При этом уровень обратной связи остается крайне низким, в ряде случаев вузы даже пресекают возможность обратной связи.

Еще хуже обстоит дело с иноязычными информационными ресурсами вузов. По данным исследования Главэкспертцентра, на ноябрь 2019 года только 380 российских вузов имеют англоязычные версии сайтов, что составляет чуть больше половины от общего числа вузов; сайты на китайском языке имеют 98 вузов, на французском – 36, на немецком – 33, на испанском – 21, на арабском – 17.

Если говорить о качестве материалов на иноязычных версиях сайтов российских вузов, то эксперты РСМД отмечают низкое качество переводов, использование машинного перевода без какой-либо редактуры, отсутствие основной информации.

Таким образом, информационная открытость российских вузов миру остается на низком уровне. И это в целом негативно сказывается на имидже российского образования за рубежом. Только доступность информации и ее прозрачность формируют понимание и даже привлекательность российского образования. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
7954
5. Блогеров и телеграмеров принудили к деанонимизации

5. Блогеров и телеграмеров принудили к деанонимизации

Создание реестра владельцев популярных каналов и страниц началось со скандала

0
6513
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
5393
Французы хотят перехода к Шестой республике

Французы хотят перехода к Шестой республике

Юрий Паниев

Рейтинги руководителей страны обвалились до минимума

0
4333

Другие новости