0
5484
Газета Я так вижу Интернет-версия

19.02.2020 19:12:00

Министерство просвещения, возможно, – пережиток прошлого

Школа должна не только давать знания, но и учить быть свободным

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: минобразования, минпрос, учитель, ученик, свобода


минобразования, минпрос, учитель, ученик, свобода В Швеции нет обязательного единого госэкзамена. И ничего, живут. Фото Lena Granefelt/imagebank.sweden.se

Оказывается, весь аппарат Минобразования Швеции легко помещается в нескольких комнатах – узких стандартных «пеналах». В муниципальном здании Стокгольма долго плутал по этажам, пока случайно не наткнулся на трехкомнатную резиденцию педагогики. Ни круглосуточного хора телефонов, ни заслона секретарш... Поговорил с приветливой замминистра полчаса, причем все это время собеседница кивала головой куда-то вбок: «Туда, мол, в поля, переадресуйте свой вопрос. У нас это решается только на местах. Министерство в дела педагогов не вмешивается, sorry...»

Вот что такое школьный XXI век: вся власть – учителю, творцу перемен! А у нас? Начнем с того, что не одно, а целых три федеральных ведомства, отслеживающих образование, – Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Рособрнадзор.

Почему не 10? Ведь страна большая. Разве не управленцы ее совесть, честь и все остальные средства навигации?

Приведу аналогию из жизни. У меня сломалась компьютерная мышь. Ситуация напомнила сцены фильма ужасов: вилка давно извлечена из розетки, питание компьютера отключено, а он, будто в насмешку, знай себе гудит и ухает. Хотя, похоже, это не фантастика, а объективная правда про наших учителей. В жару и холод, перестройку и войну, почти на общественных началах, как часовые на посту, стоят они на страже единого образовательного пространства Родины.

В 1990-е годы ходил такой циничный анекдот. «Заведующий РОНО: «Мы учителям три месяца не платим, не покупаем учебники, не помогаем методиками, а они все равно спешат на уроки». Министр образования: «А деньги за вход в школу брать с них не пробовали?»

По-моему, первейший долг руководителя таких добросовестных людей – вознаградить их за бескорыстную службу полным доверием. Ведь они приходят на работу в любом случае, их не сдержать. Таким ответственным сотрудникам можно, зажмурившись, передоверить изготовление любых «дорожных карт», стратегий, авторских инструментов для оценки любого теста – метапредметного, комбинированного или бригадно-лабораторного в духе Анатолия Луначарского. С любой головоломкой справятся эти законченные среброненавистники и детолюбы, доказавшие, что достойны скандинавских степеней свободы.

Что же касается политического жанра под названием «Министерство просвещения», то он свое отжил. На его месте должен быть возведен какой-нибудь фонд по выпуску ценных образовательных бумаг (ваучеров, кредиток, полисов). Чиновники эти «средства платежа за знания» выписывают, раздают ученикам (на выбор которых открыты любые классы, кафедры, кружки) и гасят, когда ребенок их потратил целиком. На этом их вмешательство в педагогический процесс завершено. Слабые мастера обанкротятся, зато научатся бороться за клиента, быстро найдут свою нишу и встроятся в рынок.

Эти резкие заметки я уже почти довел до точки, когда в комнату вошел мой 29-летний сын, ученик великого педагога Михаила Щетинина, несколько лет проработавший в школе.

– Все и так, и не так, – сказал он, выслушав мои реформаторские предложения. – Я бы прямее говорил: участники образовательного ритуала не заинтересованы в наилучшем его исполнении, а просто решают в школе свои личные задачи. Родители вверяют своих ненаглядных преподам для того, чтобы отдохнуть от них. Учителя приходят в эту профессию, чтобы покрасоваться собой, насладиться покорностью безоружных детей. Государство – чтобы роботизировать будущих граждан, сделать удобными и управляемыми. В этом смысле, если дать учителю свободу рук, может реально рвануть, ведь большинство этих людей представляют собой угрозу для развития ребенка...

Ты только не расстраивайся: в будущем, и оно не за горами, так или иначе все уйдет в смартфон, школа же станет просто базой – еда, медицинское обслуживание, мягкие диваны для релаксации. А вот зачем создавать 88 минпросвещений (считая и региональные)? Здесь ты, пожалуй, прав. Сдачу глобальных тестов PISA легко организовать онлайн...

Видимо, у меня был очень грустный вид, потому что, сделав паузу, он великодушно выдохнул:

– Ладно, пусть будут образовательные ваучеры. Но для репетиторов. Надо вернуть этих талантливых организаторов в школы. Я тут подумал и решил: детям нужна отработка навыков, репетиторы это умеют. А ученик пусть решает, кому заплатить.

Так мы установили ценностный (этический) курс интеллектуального цеха страны на ближайшие годы. Определили самый удобный способ сообщения людей друг с другом – через живые финансы. Что интересно, государство уже много лет назад объявило принцип – «деньги следуют за учеником», но денег этих ученику не отдает. Это должно быть исправлено. Без инструмента свободного выбора (денег, забитых в рабочий ваучер ученика) не будет никакого выбора.

Скажут: а как же образцы Европы? Живут те же шведы припеваючи и без ваучера! И мы ответим: в Швеции нет обескровленной стандартами 11-летней школы-обязаловки, обязательного (по факту) единого госэкзамена, многомиллионной гидры репетиторского корпуса. У нас их услугами пользуются 67% семей, а в скандинавских странах 4% (данные TIMSS, Trends in Mathematics and Science Study и профессора Марка Брея, Университет Гонконга).

А ведь главное в школе для ребенка – это, честно говоря, свобода или хотя бы чувство свободы. Мы почему-то говорим о бюрократической вертикали как о чем-то вселенски глобальном, заоблачно далеком от наших детей. На самом деле дети давно приросли к этой бесплатной мышеловке (обязательная парта, учитель, урок), служат ей винтиками в вертикально построенных классах. А им бы – глоточек воли!

P.S. Мышь моя старая все-таки угасла окончательно, пришлось покупать новую. Пока ходил в магазин, узнал, что в России сменилось правительство. А учителя и не заметили – работают. 

Стокгольм–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Западные СМИ призвали руководство ЕС воздействовать на Орбана

Западные СМИ призвали руководство ЕС воздействовать на Орбана

Данила Моисеев

Ради свободы слова противники венгерского премьера готовы душить его страну санкциями

0
2344
Мининформ Белоруссии надежно контролирует СМИ

Мининформ Белоруссии надежно контролирует СМИ

Дмитрий Тараторин

На западные призывы соблюдать свободу прессы Минск отвечает "жесткими мерами"

0
2719
Сколько денег нужно педагогу для счастья

Сколько денег нужно педагогу для счастья

Наталья Савицкая

К 2027 году ситуация с зарплатой учителей может существенно измениться

0
10983
Несвятой покровитель

Несвятой покровитель

Милена Фаустова

Христиане обращаются к Трампу с просьбами о защите

0
15250

Другие новости