Фото Pixabay.com
В австрийском городе Герасдорф неподалеку от Вены в минувшую субботу застрелили 43-летнего просителя убежища из России. Мужчину убили вечером выстрелом в голову. Инцидент произошел возле одного из городских торговых центров. Расследованием занимается земельное отделение ведомства по защите конституции и борьбе с терроризмом, пишет издание Wiener Zeitung.
Австрийский спецназ задержал двух подозреваемых в убийстве. Они также граждане России, выходцы из Чечни. Участие в расследовании не полиции, а контрразведки позволяет предположить, что австрийцы, как и немцы в нашумевшем в августе 2019 года убийстве бывшего чеченского полевого командира в центре Берлина, будут искать в этом деле иностранное вмешательство. Убитый в Австрии чеченец, по данным изданий «Кавказ. Реалии» и «Кавказский узел», которые ссылаются на источники в чеченских диаспорах в Европе, – блогер Мамихан Умаров. Он вел на чеченском языке канал на YouTube под названием «Анзор из Вены» и критиковал деятельность главы Чечни Рамзана Кадырова.
Жертва покушения, отмечает австрийский журнал Standard, выдавал себя за бывшего полицейского и не скрывал своего участия в войнах 1990-х годов. Журнал в связи с этим намекает на наличие заказов на убийства тех, кто критически настроен по отношению к действующему в Чечне режиму. Другими словами, Standard дает понять, что и в будущем следует ожидать подобных убийств. Впрочем, журнал также отмечает, что жертва покушения нередко говорил о своих связях с австрийской контрразведкой: он использовался для наблюдения за чеченской общиной в Австрии.
О возможной связи убийств чеченцев в Берлине и Герасдорфе свидетельствует и утверждение венской газеты Presse со ссылкой на свои источники, что это было «политическое убийство». Следовательно, расследование будет вестись в направлении поиска следа иностранных спецслужб.
Попытка обвинить Россию в проведении политики государственного терроризма предпринимается не впервые. «НГ» уже отмечала в своем комментарии в сентябре прошлого года в связи с убийством чеченца в Берлине (номер от 09.03.20), что «средства массовой информации на Западе, прежде всего немецкий журнал Spiegel, а также британское интернет-издание Bellingcat и его российский партнер Insider, пытаются доказать связь убийцы с российскими спецслужбами». Россия, как известно, официально отрицает любое свое участие в подобных акциях.
Более всего обращает на себя внимание примитивный уровень организации этих покушений. Если учесть опыт и практику советских спецслужб по ликвидации представителей белогвардейской оппозиции, а позднее – троцкистов и украинских националистов, участие российских организаций в эксцессах последних лет представляется маловероятным. Вбрасываемый сейчас, в частности, немецкими СМИ тезис об использовании спецслужбами наемных убийц из среды мафии и мафиозных группировок, также представляется маловероятным. Во времена СССР разведкам не рекомендовалось иметь дело с мафией, поскольку это всегда чревато возможностью серьезной компрометации и спецслужб, и самой страны. Вряд ли в этом плане что-либо изменилось и сегодня.
Немецкое правительство подтверждало свои обвинения в причастности к убийству в берлинском Тиргартене российских спецслужб тем, что Москва не только не участвовала, несмотря на просьбы Берлина в расследовании убийства, но и никогда не предъявляла требований о выдаче убитого российской стороне как военного преступника. Дело вроде бы закончилось взаимной высылкой дипломатов, но германская сторона по-прежнему угрожает России санкциями за Тиргартен.
Но для того чтобы понять существо проблемы, необходимо отметить, что чеченские войны 1994–1996 и 1999–2009 годов, по сути, были гражданскими войнами, в которых с обеих сторон активно участвовали сами чеченцы. Эти конфликты имели ожесточенный характер и привели к многочисленным жертвам. Если в убийстве в берлинском Тиргартене можно было предположить чисто криминальную подоплеку, то события в Герасдорфе наводят на мысль о кровной мести.
Эксперты отмечают, что принцип кровной мести на Кавказе отнюдь не ушел в историю, а по-прежнему продолжает действовать как актуальный социальный механизм. Напомним, что 30 января «Новая газета» опубликовала материал о том, что за покушением на главу Чечни Рамзана Кадырова, которое готовилось четыре года тому назад, могут стоять его кровники – братья Ямадаевы.
Для Чечни до сих пор характерно клановое построение общества. Поэтому неслучайны сообщения, что, например, кланом Ямадаевых в отношении клана Кадыровых была объявлена кровная месть. По адатам, национальным обычаям, только примирение кровников позволяет остановить бойню. В этой связи становится понятной возможность найма профессионального убийцы для совершения покушения в берлинском Тиргартене.
Для европейца кровная месть, конечно, анахронизм, но она до сих пор определяет жизнь и обычаи, существующие на Кавказе.
комментарии(0)