0
4316
Газета Я так вижу Интернет-версия

10.07.2020 17:09:00

Високосный. Двадцатый. Твой

Из-за “дела ТоАЗа” страдает российская экономика и образ РФ на внешней арене

Алексей Мухин

Об авторе: Алексей Алексеевич Мухин  – генеральный директор Центра политической информации.

Тэги: коронавирус, санкции, бизнес


2020 год ожидался как год серьёзных перемен и напряжения в социальном, политическом и, конечно, экономическом плане. Что вы хотите? COVID-19 наложился на "нефтяную" и санкционные войны, усугубился волнениями расово ущемленного населения и дополнился общим разрушением системы коллективной безопасности в мире... И как прикажете в этих условиях не нервничать?

Этот год выявил и подчеркнул так сказать застарелые травмы крупного бизнеса. Наиболее выпуклой, конечно, стала история с "Норникелем", который буквально "попал" на крупные суммы возмещения экоущерба из-за банально прохудившегося оборудования. Выяснилось, что экономить на модернизации и обновлении инфраструктуры дороже, чем не экономить.

Инцидент привел, в результате, к одной из самых масштабных экокатастроф за последнее десятилетие, причём, там, где её вполне можно было бы избежать, эксплуатируя производство и системы хранения надлежащим образом и под надлежащим контролем.

В этой связи эксперты иногда задают сакраментальный вопрос: неужели лучше вести десятилетние тяжбы с партнерами (совладельцами), а не заниматься эффективной эксплуатацией производства?

Аналогичной, была, на мой взгляд, и катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшая ну ровно по тем же причинам и, кстати, пересечение собственника тут сразу бросается в глаза. Напомню, что, как выяснилось, на ГЭС менеджмент занимался чем угодно, но не новыми турбинами.

Кстати, долгоиграющее судебное разбирательство между Дмитрием Мазепиным и Сергеем Махлаем, видимо, также "из той же оперы", так сказать.

Принято считать, что ТоАЗ — один из крупнейших в мире производителей аммиака, стал объектом нападок целого ряда крупных игроков от Вексельберга до Евтушенкова. Последний в списке «активистов» - владелец “Уралхима” Дмитрий Мазепин. Как считают его оппоненты, он решил заняться вопросом кардинально и попытаться выдавить Махлая и бывшее руководство ТоАЗ из страны. Некоторые считают, что это ему удалось, однако, в результате, миллиардер Махлай отнюдь, как мне кажется, не пострадавший. У него-то как раз "всё в порядке". А страдают, в результате этого затянувшегося конфликта, видимо, Мазепин и топ-менеджеры “Уралхима”, а в большую клетку - российская экономика и образ России на внешней арене. В довершение к незаконным западным санкциям, Москва получает имиджевые удары, влияющие на инвестиционную привлекательность и, как следствие, капитализацию своих активов.

Конфликт Мазепина с Махлаем имеет уже многотомную историю - и судебную, и медийную. Есть и вновь открывшиеся обстоятельства, связанные с утечкой в Интернет переписки Махлая со своими юристами, также реальные перспективы открытия дела против “Уралхима” в США. Там оно может иметь серьезную судебную перспективу и, конечно, будет использовано недругами с целью дискредитации российского бизнеса и России целом. Нужно ли России платить такую высокую цену, сформированную исключительно финансовыми амбициями Мазепина? "Дело ТаАЗа", к сожалению, уже стало громким и даже "расползлось" по нескольким юрисдикциям - за период с 2007-го по 2019-й годы-то. В Самаре, к примеру, вину возлагают на бывших руководителей, приговор уже вынесен: Сергей и Владимир Махлаи получили свои заочные 9 лет лишения свободы, а в Высоком суде Ирландии и суде Британских Виргинских островов всё обстоит совсем наоборот. Тут и Главный магистратский суд Англии и Уэльса постарался, наделив Дмитрия Мазепина и его "Уралхим" не самыми приятными эпитетами.

К гадалке можно не ходить - некоторые перипетии "дела ТоАЗа" обязательно будут использованы как "обоснование" для новых санкций с целью создать для американских конкурентов более выгодные условия на рынке. Отмечу, что в США судебное разбирательство будет идти в соответствии с Законом о противодействии рэкету и коррупции (т.н. RICO). В соответствии с этим законом судили, к примеру, Вячеслава ("Япончик") Иванькова. Так что репутационная подкладка под разбирательство заложена, что называется, специфическая, не внушающая оптимизма для репутации любого бизнесмена.

Причём, фактическим ответчиком, фигурально выражаясь, по этому "делу", в конце концов, может стать отнюдь не только Дмитрий Мазепин, а скажем, Российская Федерация и ее официальные лица.

И в заключении - многие уже поспешили окрестить “дело ТоАЗа” вторым “делом ЮКОСа”. Не играл бы я с такими понятиями - истории очень разные. Из общего в деле только методика отъема актива у нынешних владельцев под шумные крики о якобы плохом менеджменте. Приглядевшись, понимаешь, что это игры интересантов. К разговору об эффективности бизнеса такая игра имеет малое отношение.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4645
Новое правительство России едет в Китай разбираться с платежами

Новое правительство России едет в Китай разбираться с платежами

Ольга Соловьева

Вашингтон опять пригрозил Пекину вторичными санкциями за помощь Москве

0
4556
На "пророссийского" премьера Словакии совершено покушение

На "пророссийского" премьера Словакии совершено покушение

Геннадий Петров

В политика, недавно дважды добившегося успеха на выборах, стрелял пенсионер

0
1417
Миллиард на победу в суде и на выборах

Миллиард на победу в суде и на выборах

Николай Попов

Трамп намерен вернуться в Белый дом с помощью денег нефтяников

0
2017

Другие новости