Фото сайта mil.ru
На немецком сайте Karenina Petersburger Dialog Online, который представляет собой онлайн-платформу «Петербургского диалога», под заголовком «Без России нет мирного будущего» опубликовано интервью с Маттиасом Платцеком, председателем правления Германо-российского форума. Поводом для интервью стала книга Платцека, в которой он требовал разработки новой восточной политики от немецкого истеблишмента. Политик происходит из Восточной Германии и в прошлом был премьером земли Бранденбург. Он остается видным деятелем немецкой социал-демократии.
По словам Платцека, импульс для его книги дал визит федерального президента Франк-Вальтера Штайнмайера примерно два года назад в Москву. Тогда президент был озабочен опасностью отчуждения между народами наших стран. Платцек с сожалением констатировал, что у многих молодых политиков падает интерес к России и как следствие этого снижается уровень знаний о ней. Это имеет фатальные последствия, считает он.
С точки зрения этого немецкого политика, в мире лет через 15–20 будут два центра силы. Это КНР и страны, окружающие Китай, – Япония, Вьетнам и Корея, и они возьмут на себя ведущую экономическую роль. Северная Америка, возможно, с Канадой и Мексикой и в дальнейшем будут образовывать в высшей степени влиятельный центр, если речь идет о финансовых потоках, цифровизации и военном потенциале.
Возможно ли создание третьего полюса, спрашивает Платцек? Кто сможет его создать? Естественно, что им могла бы стать Европа. Но в состоянии ли Евросоюз сделать это в одиночку или ему потребуется поддержка крупнейшей европейской страны - России?
Как инженер (он окончил технический университет Ильменау в ГДР в 1978 году, по специальности «биомедицинская кибернетика») Платцек трезво смотрит на мир и считает, что в предстоящие десятилетия Германия стоит перед такими вызовами, как цифровизация, мобильность, энергетический поворот, изменения климата. Но для реализации цифровизации и энергоповорота Германии необходимы, например, редкоземельные металлы. В Германии их нет, а Россия ими располагает.
Он считает нынешнюю политику Германии ошибочной и предлагает поучиться у отцов немецкой восточной политики. Давайте посмотрим на период Леонида Брежнева, предлагает Платцек. Слова «права человека» в СССР тогда даже произнести было нельзя. Тем не менее по обе стороны железного занавеса политикам того времени удалось найти связывающую обе стороны основу. Это позволило в рамках возможного развивать партнерство. Почему теперь в Социал-демократической партии Германии (СДПГ) нет таких людей, как Вилли Брандт и Эгон Бар? Напомним, что федеральный канцлер Брандт считается отцом новой восточной политики, позволившей существенно ослабить напряженность в Европе. За это он был удостоен Нобелевской премии. Бар же является автором ключевой идеи этой политики правительства Брандта «Изменения путем сближения».
И Брандт, и Бар, по мнению Платцека, могли в отличие от сегодняшних социал-демократических политиков видеть перспективу. Нынешние политики опираются на стереотипы и предвзятые мнения: мол, все плохое приходит из России, а все хорошее – из США. Но мир меняется. И если немцы намерены серьезно воспринимать собственные правила, они должны применять одинаковые мерки ко всем.
Платцек говорит лидерам СДПГ: «Вы жалуетесь, что в партии в отношении РФ нет политической экспертизы, а вот правопопулистская «Альтернатива для Германии» не дремлет». Неужели, спрашивает он, вы не видите здесь никакой опасности? Политик напоминает, что, когда в Бундестаге речь зашла о председательстве в парламентской российско-германской группе дружбы, ни одна из демократических фракций не захотела брать на себя ответственность, и место занял правый популист. Понятно, что с ним никто не захочет поехать в Москву, и поэтому контакты с РФ все более ограничиваются.
Опросы, подчеркивает Платцек, показывают, что 70–80% немцев желают активизации партнерских отношений с Россией. И он, как социал-демократ, хотел бы избежать ситуации, когда граждане ФРГ, желающие улучшения отношений с РФ, в качестве своего представителя видели только «Альтернативу для Германии».
С озабоченностью Платцек отмечает недавнюю речь министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова на Потсдамской встрече. Если говорить без обиняков, говорит он, Лавров просил дать ясный ответ: «Вы еще с Россией, вы хотите что-то от нас или нет?» Как предполагает Платцек, в противном случае русские не будут продолжать диалог.
Причина такого поведения Лаврова, как считает Платцек, в том, что еще в 2001 году в Бундестаге Владимир Путин просил Германию создать европейскую архитектуру безопасности с вовлечением РФ. Шесть лет спустя на Мюнхенской конференции по безопасности многие удивлялись, почему он произнес такую жесткую речь. Платцек отвечает: потому что за шесть лет не появилось ничего, кроме американского ядерного «зонтика» и расширения НАТО на восток.
Платцек делает вывод: чтобы избежать обострения в Крыму и на востоке Украины, необходим второй Хельсинкский договор. Для Европы, для будущего мира Россия представляет собой фундаментальный фактор.
комментарии(0)