0
4268
Газета Я так вижу Интернет-версия

19.02.2021 19:34:00

Вирусные долги в Евросоюзе: простить нельзя платить

Почему обнуление задолженности способно спровоцировать политический кризис

Марина Клинова

Об авторе: Марина Вилениновна Клинова – доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тэги: экономика, пандемия, коронавирус, задолженность, аннулирование, ес, ецб, политический кризис


экономика, пандемия, коронавирус, задолженность, аннулирование, ес, ецб, политический кризис Графика freepik.com

Последствия пандемии COVID-19 усугубили и без того непростое положение в экономике стран ЕС, только начавших приходить в себя после глобального финансового кризиса 2008–2009 годов и введенного затем режима жесткой экономии. В результате еще более усилились противоречия между севером и югом Европы, а колоссальный госдолг стран юга, образовавшийся вследствие поддержки экономики и граждан в период пандемии, еще более возрос. При этом хозяйственная система стран юга, сильно зависимых от туризма – отрасли, наиболее пострадавшей от введения карантина, приостановки работы комплекса обслуживающих эту отрасль компаний, – оказалась затронута сильнее.

Пандемия создала уникальную ситуацию, вызвав одновременный и резкий рост государственного и частного долга. Если в 2008–2009 годах рост госдолга компенсировал частные долги, то в 2020-м наблюдался синхронный рост государственных и частных долгов, особенно в отраслях услуг с преобладанием в них микро-, малых и средних предприятий.

Поскольку резервы государства ограниченны, а госдолг не может расти бесконечно, в дальнейшем придется делать выбор, кому и до какого предела помогать, гарантировать займы. Экономические решения неизбежно будут иметь политические последствия, поскольку под ударом оказываются судьбы не столько предприятий, сколько предпринимателей и их работников.

В такой обстановке 130 экономистов из 13 европейских стран выступили в ряде европейских СМИ с призывом к Европейскому центральному банку (ЕЦБ) списать госдолги стран-членов, чтобы направить на восстановление национальных экономик средства от государственных обязательств из портфеля ЕЦБ в размере около 3 трлн евро, или 25% госдолгов. «Мы сами себе должны 25% наших долгов», – говорится в письме.

Среди подписавших обращение – близкий к Социалистической партии Франции экономист Тома Пикетти, известный как автор нашумевшей книги «Капитал в XXI веке», в которой он предупреждает в том числе о рисках углубления имущественного неравенства. Позиция Пикетти – простить долги – столь же справедливая, сколь и спорная. Он считает пандемийные госдолги безнадежными, утверждая, что их все равно не отдадут. Между тем практика показывает, что обнуление долгов проблем не решает.

Во Франции позицию Пикетти и его коллег поддержали не только левые политики – радикальные, как Жан-Люк Меланшон, умеренные, как бывший министр экономики в правительстве социалистов Арно Монтебур, но и правоцентристы, в частности, второй человек в Республиканской партии Гийом Пельтье. Последний назвал пандемийный госдолг военным, что не вполне соответствует реальности. На самом деле хозяйственная система не разрушена, предприятия сохранены, приостановлена только их работа.

Свыше 70% подписавших призыв – выходцы из трех стран юга Европы, наиболее пострадавших от последствий пандемии: Франции, Испании, Италии. По оценкам, в 2020 году госдолг Италии вырос с 136 до 158% ВВП; Франции – с 98 до 120%. ВВП названных стран снизился больше всего в Испании – на 11%, в Италии – на 8,9%, во Франции – на 8,3%. В более благополучной крупнейшей экономике севера континента, Германии, спад составил 5%, а в среднем по еврозоне – 6,5%.

В дебатах по поводу аннулирования госдолгов столкнулись две позиции: финансистов – ЕЦБ, национальных центробанков – с одной стороны и политиков – представителей, как правило, левых сил. Упрощая, можно сказать, что это спор между сторонниками ЕС и теми, кто выступает против основ евроинтеграции. Налицо политический раскол в элитах. Списание долгов – вопрос не технический, а политико-юридический, в том числе доверия в будущем к отдельным странам и институтам ЕС.

Противники списания долгов, прежде всего глава ЕЦБ Кристин Лагард, считают, что тем самым были бы нарушены основополагающие принципы Договора о функционировании ЕС. В ст. 123 запрещено ЕЦБ и национальным центробанкам кредитовать государства-члены и приобретать их долговые инструменты. Для финансирования своих дефицитов государства должны занимать средства на финансовых рынках – у частных банков, страховых компаний, фондов (пенсионных и инвестиционных, в том числе не входящих в ЕС стран), наконец, у простых вкладчиков. Глава ЕЦБ назвала аннулирование долгов «немыслимым» и ошибочным шагом, подрывающим доверие инвесторов и устои еврозоны и евро как единой валюты.

Вместе с тем Лагард предостерегла и от повторения (после пандемии) прошлых ошибок – «перекрытия одновременно всех кранов» – средств бюджетной и денежно-кредитной политики – и призвала продолжать оказывать дозированную поддержку экономике по мере ее восстановления. Возврат к допандемийному уровню экономической активности ожидается не ранее середины 2022 года.

Противники аннулирования долгов задаются вопросом, что делать дальше. Среди возможных шагов – повышение налогов, введение режима жесткой экономии, как в период кризиса суверенных долгов еврозоны, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для роста экономики.

Инвесторы не смогут доверять тем, кто не платит долги. Принцип Pacta sunt servanda относится и к долгам, и выбор здесь не только экономический. Списание долгов способно спровоцировать политический кризис – тем более что COVID-19 и так вызвал в ЕС всплеск популистских настроений.

Пока идет дискуссия относительно судьбы госдолгов, в общеевропейском плане восстановления экономики уже предусмотрено выделение в 2021–2023 годы средств из специального фонда. Размер выплат зависит от численности населения, размера ВВП на душу населения, нормы безработицы в докризисные 2015–2019 годы. Предусмотрены для Испании – 69,5 млрд, Италии – 68,9, Франции – 39,4, Германии – 25,6 млрд в обмен на представление до 30 апреля 2021 года планов использования этих средств, от эффективности которых, а не от списания долгов и будет зависеть восстановление национальных экономик. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
932
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
977
ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

Данила Моисеев

Ученые призвали правительство и бизнес отнестись к рискам внедрения новых технологий осознанно

0
687
Варшава и Киев за Круглым столом с острыми углами

Варшава и Киев за Круглым столом с острыми углами

Валерий Мастеров

Межправительственные консультации конфликтующих стран не привели к ощутимым результатам

0
752

Другие новости