0
5449
Газета Я так вижу Интернет-версия

03.03.2021 18:49:00

Штатная идеология полного дня. Почему отмена ЕГЭ не остановит роста теневых услуг в сфере репетиторства

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: образование, идеология, репетиторство, теневой оборот, егэ, школа, вторая смена


образование, идеология, репетиторство, теневой оборот, егэ, школа, вторая смена Каждый 10-й российский школьник учится во вторую смену. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

29 августа 2001 года, выступая на заседании Госсовета, заместитель председателя правительства РФ Валентина Матвиенко привела следующие данные: «90% родителей доплачивают за обучение детей в школах и детских садах... Теневой оборот средств в этой сфере, по разным оценкам, составляет от 2 млрд до 5 млрд долл. в год». Эти цифры многих тогда ошеломили. Обнародованы они были в год начала пилотных испытаний единого государственного экзамена (ЕГЭ) в двух областях и трех республиках РФ.

Сегодня, когда ЕГЭ стал обычным явлением, штатной идеологией образования, рынок репетиторских услуг подпрыгнул, по некоторым данным, примерно в семь раз. Что это значит? Школа и вправду стала так плохо учить?

Отложим пока этот вопрос и зададим другой: кто промышляет этим бизнесом? Профессор Университета Гонконга, эксперт по теневому сектору образования Марк Брей уверяет, что, как правило, учителя. Во всяком случае (по его данным), ранее, в период до принятия ЕГЭ, репетиторством занимались у нас 20% школьных учителей, 9% преподавателей техникумов и 15,5% преподавателей вузов.

Комбинация искушений, которые притягивают в эту сферу педагогов, хорошо известна. Это и пополнение семейного бюджета, и способ раскрытия нереализованных талантов, и гибкость рабочего графика. Хотя, наверное, блеснуть талантами и приумножить состояние вполне можно было бы и в школе, на законных основаниях, после основных уроков. Если бы не один сдерживающий фактор: каждый 10-й российский школьник учится во вторую смену (официальные данные).

Зададим себе новый вопрос: а что гонит отучившихся в первую смену ребятишек к репетиторам? Кто-то из них спешит фактически в свою вторую образовательную смену ввиду насущной необходимости. А кто-то – за компанию, просто потому, что больше ему некуда податься. Чтобы быть в тренде, повысить самооценку. Как сказала одна мама, «надоело, что дочь приносит одни тройки. Посмотришь – лица на ней нет. Наняли репетитора, пошли пятерки, и ребенок повеселел».

С позитивными эмоциями у нашей школы вообще напряженно. Не способствует их приливу стандартизация нон-стоп, дух круговой отчетности и мониторинга.

Не любят, впрочем, учиться, например, и финские дети. Но при этом своих учителей они боготворят. Когда же я спрашивал их именно о школе – корчили страшные гримасы: «Бр-р-р...» А в глазах: «Пропади она пропадом...» Интересно, что бы они сказали, оказавшись на месте 2,2 млн российских сверстников, занимающихся во вторую и третью смены.

Так что рост репетиторских услуг в нашем отечестве вызван не только диктатом ЕГЭ (так думают многие), теснотой классных комнат, неэффективностью уроков, но и многосменным укладом образования. Частный учитель – это закономерная адаптивная реакция рыночного и общественного организма на неприлично вредные условия школьной среды. Да и в плане декора кров репетитора выглядит намного предпочтительнее. Как заметил А.П. Чехов, «ветхость университетских построек, мрачность коридоров, копоть стен, недостаток света, унылый вид ступеней в истории русского пессимизма занимают одно из первых мест на ряду причин предрасполагающих».

Рискну предположить, что тайный, полученный с родительскими генами страх перед школой (которая точно так же, в свою очередь, трясется перед своим начальством) столь невыразимо глубок, что никому из нас, ее выпускников, и в голову не придет... вдвое продлить ее рабочий день.

Поэтому у нас и в вузах, и в школах тянется по инерции и царствует «одна вторая» восьмичасового рабочего дня: педагогам платят только за уроки (академические часы). Даже переменки между занятиями не финансируются не учитываются в зарплате. То есть в отличие от западных наши учителя и дети ходят в полушколу. При этом первые принимают полуответственность за состояние учебных дел вторых.

В разные годы автору приходилось много общаться с первыми лицами российского образования. В политике они оппонировали друг другу: Эдуард Днепров, Евгений Ткаченко, Владимир Филиппов, Андрей Фурсенко. И только в одном вопросе разногласий между политиками не было. Он упирался, по сути, в удвоение учительских зарплат за полный день работы. «Но не сразу, не сегодня. Сейчас денег нет даже на противопожарный инвентарь для сельских школ», – делился в приватном разговоре тогдашний глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко. Ему заочно возражали экс-министры Днепров и Ткаченко: «Да это несерьезно, казна пухнет от нефтедолларов! 147 долл. за баррель! Лучше не бывает!»

Вернемся, однако, к заявлению Валентины Матвиенко 20-летней давности. Раскрывая астрономические масштабы коррупции в образовании, она, очевидно, имела в виду обосновать пользу введения единого госэкзамена. Но получилось как всегда. Мы у разбитого корыта. Мало того, подобно тому джинну из анекдота, который не выполнял, а отбивал желания, главный в стране человек, отвечающий за настроение детей (репетитор), эффективно отбивает у них желание чего-то хотеть, кроме публичной похвалы учителя, формальных оценок и баллов.

А теперь пофантазируем. Предположим, случилось невероятное: ЕГЭ отменен. Вернется ли ситуация в наших школах к тому состоянию, которое было в советских школах?

Скажут, что это будет зависеть от величины зарплаты педагога, темпов строительства новых корпусов. Что-де строителям невыгодно отвлекаться на школьные здания: это не жилмассив, который тут же окупается. Припомнят прогноз главы комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова: «При сохранении нынешнего уровня финансирования школы ликвидация второй смены отодвигается далеко во вторую половину XXI века».

Все это очень похоже на правду. И все же думаю, что своей обтекаемой неполнотой она, эта полуправда, нам льстит. Мы занимаемся самообманом. На самом деле мы никогда не распрощаемся с де-факто невыгодной всем, кроме близорукого минфиновского бухгалтера, работой школы в несколько смен, если не выставим жесткий ограничитель для строителей и педагогов: строим и учим только в модели «Полный день». Поскольку, как показывает вся постсоветская история школьных мытарств, свято место (добавим: и время на отдых после уроков) пусто не бывает. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
11506
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
7691
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
14111
О бесплодности исторических споров

О бесплодности исторических споров

Илья Пряхин

Различие взглядов на недавнее прошлое разводит россиян, словно заклятых идеологических врагов

0
9993

Другие новости