0
8593
Газета Я так вижу Интернет-версия

21.04.2021 18:36:00

ЕГЭ – уже и не единый, и не экзамен

Формализация, профвыгорание и непрестижность профессии учителя – новая реальность образовательной сферы

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук.

Тэги: школа, учебный процесс, формализация, показатели, рейтинги, егэ, учитель, профессия, престиж


школа, учебный процесс, формализация, показатели, рейтинги, егэ, учитель, профессия, престиж Многие вузы требуют, чтобы вся использованная в дипломе литература была только за последние пять лет. Фото с сайта www.hse.ru

Сравнительно быстро в России сформировалась новая система образования. Это уже не реформы, которые потрясали школы и университеты в течение всех 30 лет новейшей российской истории. Это система нового типа, в основу которой положены совершенно иные принципы. Какие же? Попробуем разобраться.

Формализация. Эта составляющая учебного процесса все время увеличивалась и достигла своего максимума. Или скоро достигнет. В школах это показатели успеваемости, которые подвергаются статистической обработке в самых разных разрезах. Прежде всего интересуют итоговые цифры. Годовые оценки, результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) и всероссийских проверочных работ (ВПР). Забавно, что результаты эти за последний год стали лучше. Несмотря на пандемию и дистанционное обучение.

Рискну сделать прогноз, что в этом году показатели ЕГЭ будут еще лучше. Хотя бы потому, что выпускники школ, не поступающие в вузы, ЕГЭ в этом году не сдают. А ведь именно они и есть тот контингент сдающих, которые тянут показатели вниз. Таким образом, ЕГЭ уже как бы не ЕГЭ в аспекте единства. И это новая реальность.

Почему школы бьются за показатели? Первопричина – рейтинг, прямо влияющий на материальное положение школ. Высокое место в рейтинге дает определенные привилегии как школе в целом, так и ее директору персонально. Не хочу погружать читателей в сугубые детали, но очевидно, что более высокий рейтинг интересен всем. Кроме, разумеется, учеников, которых интересуют (или не интересуют) получаемые в школе знания. И родителей учеников, озабоченных судьбой своих детей.

По похожему сценарию реорганизуется и обучение в вузах. Все больше формальных методов контроля успеваемости – компьютерных тестов, зачетов, экзаменов. Раньше эти методы использовались только при дистанционном обучении, но сейчас активно внедряются и в очную форму обучения. Требования к выпускным квалификационным работам (ВКР) тоже существенно формализуются. Одним из важнейших требований становится процент оригинальности, проверяемый с помощью системы антиплагиата.

Опять же забавно, что бывает так, что с приложениями антиплагиат дает 40% оригинальности ВКР, а без приложений уже 80%. Это происходит потому, что приложения содержат прежде всего документы, нормативные акты и прочие публичные материалы, которые на 100% заимствованы.

Не менее любопытны требования вузов к списку использованной литературы. Многие вузы требуют, чтобы вся литература была только за последние пять лет. Я сомневаюсь, что какой-нибудь доцент Вася Пупкин написал что-то более полезное, чем, к примеру, Карл Маркс. Но требования нужно соблюдать. И это тоже новая реальность.

Диссертационные исследования всегда отличались высоким уровнем формализации. Но сейчас это уже зашкаливает. Я наивно считал, что диссертация – это научная работа. Оказалось, что это в большей степени работа квалификационная. Не желая слушать глупые формальности и формальные глупости подзащитных, я покинул диссертационный совет, в котором состоял 20 лет.

Профессиональное выгорание. Это, по Герберту Фрейденбергеру, нарастающее эмоциональное истощение. Проявляется выгорание у учителей и преподавателей довольно часто как снижение заинтересованности в своем труде и в его качестве.

Школьный учитель и раньше-то расходовал очень много эмоций на учеников. Но теперь ему нужно еще и постоянно за что-то отчитываться. Это уже не просто ведение журнала. Это развернутые поурочные планы, статистические отчеты. И много чего еще. Редкий учитель работает на одну ставку. А если работать на полторы ставки плюс классное руководство, плюс кружок, плюс проверка домашних работ? И вишенкой на торте – планы и отчеты? Жить некогда. И учитель выгорает.

Преподаватель вуза выгорает по несколько иным причинам. При всех нюансах современного общества высшее образование предполагает элементы творчества студентов и преподавателей. Этих элементов становится все меньше в связи с глобальной формализацией самого процесса обучения. Я бы даже назвал этот процесс роботизацией, так как студент вполне может заменить живого педагога онлайн-лекцией. И педагог выгорает, видя перед собой только аватары вместо живых учеников.

Непрестижность профессии. Это не новость, но процесс эволюционно развивается. Как-то в полемике мне заявили, что учитель зарабатывает 60 тыс. руб. Во-первых, я сомневаюсь в самой цифре. Во-вторых, если цифра даже верная, то вряд ли это учительская ставка. Допустим, что это полторы ставки. Получим уже 40 тыс. Отнимем 5 тыс. руб. за классное руководство. Ну и еще отнимем хотя бы 5 тыс. за показатели качества. Получим 30 тыс. руб.

Родители учителей не уважают с тех времен, когда образование стало услугой. Бизнесмены учителей не уважают, считая их неудачниками. Даже дети учителей не уважают, обнаглев от собственной безнаказанности. И сами учителя в массе себя тоже не уважают. Вот такая новая реальность. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Можно ли быть конкурентом КПРФ, чтобы одновременно не подвергнуться риску не попасть в Госдуму

0
937
Молодежь выбирает глокализацию

Молодежь выбирает глокализацию

Наталья Савицкая

Юное поколение вдруг увлеклось фольклором и народными костюмами

0
1958
Почему Женя Лукашин боялся учителей

Почему Женя Лукашин боялся учителей

Антон Зверев

Рождественские фантазии на тему любимой комедии

0
3411
Сбер продлевает педагогам цифровое лето

Сбер продлевает педагогам цифровое лето

Андрей Гусейнов

Программа обучения преподавателей современным технологиям становится круглогодичной и удваивает набор

0
2652