1
6648
Газета Я так вижу Интернет-версия

12.05.2021 19:00:00

19-летний "подросток" с гладкоствольным ружьем. Очередной тихий убийца как продукт деградации школьной системы

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая – обозреватель «НГ», Андрей Геннадьевич Ваганов – заместитель главного редактора «НГ».

Тэги: образование, школьная система, деградация, убийство, галявиев, дети, казань


образование, школьная система, деградация, убийство, галявиев, дети, казань Даже если превратить каждую школу в укрепленный блокпост, это не решит проблему насилия, которую генерирует современная система образования. Фото Reuters

Случилась страшная трагедия. Ильназ Галявиев, парень 19 лет от роду, вошел в казанскую гимназию № 175 и расстрелял детей в одном из школьных классов. Стрелял из гладкоствольного ружья. В результате его действий на сегодняшний час умерло девять человек, среди которых семь школьников и двое учителей. Сам Галявиев задержан. В век мобильных телефонов практически любое событие не обходится без фиксации. Казанские школьники, даже спасаясь от стрелка, фиксировали происходящее на свои гаджеты. Всего на момент стрельбы в школе находились 714 учеников и 70 сотрудников учебного заведения, 52 из которых – педагоги.

Накануне убийства молодой человек, который уже некоторое время проживал один, почти полгода назад бросил учебу в колледже, не приходил на экзамены, купил оружие, сделал записи в соцсетях… И это никого не заинтересовало.

И, конечно же, вроде бы непонятно, как юный убийца прогулялся во всеоружии по городу. Тащил, почти в открытую, предмет похожий на ружье, с кем-то издали поздоровался. И никто не пытался даже сообщить об этом в полицию или остановить его. Понятно, что нормальный человек так устроен – плохой вариант он предусматривает в последнюю очередь. Но все равно немного странно.

Трагедия подобного плана, увы, не первая. И каждый такой страшный урок понуждает политиков, госчиновников и школьное начальство принимать профилактические меры безопасности. Казанская ситуация показывает, что это в принципе работает. Разумеется, насколько это возможно в ситуации трагической непредсказуемости. Например, мы знаем, что в каждой школе есть тревожная кнопка. В казанской гимназии № 175 ее успели нажать, сигнал сработал, и полиция приехала, судя по сообщениям свидетелей, довольно быстро. В школе работает оповещение по громкой связи. Детей и учителей успели предупредить об опасности, и они закрылись в своих кабинетах. Многие, как оказалось, не только закрылись, но даже забаррикадировали двери. Преступник не смог открыть двери в других классах.

Во многих СМИ и даже в официальных заявлениях самого убийцу продолжили называть «подростком» даже после публикации его истинного возраста. Но оговорка, что называется, по Фрейду. В России, кстати, есть хороший эквивалент – «недоросль». Действительно, человек в 19 лет в современном обществе де-факто считается незрелой личностью. Традиционная возрастная периодизация жизни «ребенок – молодой человек – взрослый» сегодня сильно мутировала, уверяют социологи и психологи. Слишком многое изменилось в социальном укладе: темп жизни, подход к образованию, социальные роли и институты, профессиональное самоопределение человека. Изменился срок начала взрослой жизни. Наконец, сама ценность взрослости уже подвергается сомнению, а инфантилизм становится привычным явлением.

В казанском случае многие комментаторы спешат подчеркнуть, что у «подростка» были конфликты с преподавателями. Однако директор гимназии № 175 отмечает, что это был «тихий, весь в компьютере» ученик. Да даже если и так, то какие конфликты могли побудить его устраивать кровавые разборки в родной школе? А может быть, как раз «не родной»?.. Эксперты уже давно и однозначно отмечают высокий уровень подростковых конфликтов и констатируют широкую распространенность проявлений насилия в школьной среде. Фактически современная российская школа сегодня превратилась во многом в среду для генерирования маргинальных субкультур. В том числе – криминального и террористического характера. Вспомним хотя бы так называемое АУЕ (молодежное движение, признанное в РФ экстремистским).

Хотя, что тут сделаешь, если каждый случай не похож на новый. Кадры допроса казанского «подростка»-убийцы гуляют по интернету. Логика психоза, запечатленная на них, не поддается пониманию нормального человека. Не вызывает сомнения то, что человек, совершивший это преступление, явно находился в состоянии измененного сознания. Чем было вызвано это состояние – внезапным (или уже продолжительным) помешательством или употреблением запрещенных веществ, нам сообщат скорее всего после судебно-психиатрической экспертизы.

Между тем случайно или нет, но с развертыванием в светских образовательных учреждениях всех уровней религиозной пропаганды и практик увеличилось число самоубийств в них, вырос детский и подростковый криминал. Вот и известный публицист, не чуждый медицинским знаниям, Александр Невзоров отметил в своем блоге на радиостанции «Эхо Москвы»: «Смешно, но опять струсили психиатры, которые по этому видео могли бы уверенно ставить диагноз paranoia religiosa, подробно описанный еще В.П. Сербским».

Если это так, то это уже не шутки с учебником для 4–5-х классов школы «Основы религиозной культуры и светской этики». Все очень просто: церковь должна быть отделена от школы. Точка. Но летом 2009 года тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев принял решение, что в 18 регионах России начнется эксперимент по преподаванию нового предмета – «Духовно-нравственное воспитание». Ученики 4–5-х классов должны были выбирать, что им изучать: основы православия, ислама, иудаизма, буддизма или банальную «светскую этику».

Добавьте к этому, что в последнее время на все это наложилась массированная и, можно сказать, явно начетническая, политически мотивированная волна «усиления патриотического воспитания в школе». Характерно, что тут же некоторые ректоры университетов публично стали заявлять: возглавляемый ими вуз стал «центром патриотики» в регионе. Вот такая патриотика и может воспитать только «патриотиков» с гладкоствольными ружьями наперевес. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
3742
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
3004
1. Ответом на демографический кризис стал запрет пропаганды бездетности

1. Ответом на демографический кризис стал запрет пропаганды бездетности

Кампанию за повышение рождаемости подкрепляют новыми вариантами наказаний

0
12315
3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
11651

Другие новости