0
4721
Газета Я так вижу Интернет-версия

19.05.2021 20:22:00

Между клерикализацией и дегуманизацией. Как политически корректно научить школьника ценить жизнь и достоинство человека?

Вахтанг Кипшидзе

Об авторе: Вахтанг Владимирович Кипшидзе – заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата.

Тэги: казань, убийство, дети, общественная дискуссия, ценности, жизнь, личность, достоинство, воспитание, рпц, религия


казань, убийство, дети, общественная дискуссия, ценности, жизнь, личность, достоинство, воспитание, рпц, религия Фото Александры Мудрац/ТАСС

Казанская трагедия, как, впрочем, и предыдущие школьные расстрелы, стала отправной точкой для общественной дискуссии о причинах подобных явлений. Не сомневаюсь, что у каждой организации, эксперта, группы есть свой рецепт. Но именно рецепт предстоятеля Русской церкви почему-то породил критику, которая доходит до той грани, когда ее можно назвать нравственно неприемлемой.

Конечно, мы живем в мире, в котором правят заголовки, которые, как иглы рефлексотерапевта, становятся все более острыми, чтобы вызвать хоть какую-то реакцию. Ведь наши рефлексы затуплены профицитом новостей и оценок, которые, как правило, вызывают прогрессирующую индифферентность. Является ли это оправданием? Не знаю.

Наши собственные оценки происходящего вокруг отражают наш внутренний мир, и когда в подзаголовок статьи выносится мысль о том, что патриарх Кирилл «использует трагедию в Казани для…» – это очень печальный сигнал. Я намеренно ставлю многоточие, потому что завершение фразы может быть любым. Ведь эта фраза является прямым и ничем не обоснованным обвинением предстоятеля Русской церкви в полном отсутствии эмпатии и сострадания. Его якобы готовности использовать трагедию в неких «корпоративных» целях. Чем вызвано такое предположение? Презюмируемой, иррациональной убежденностью в том, что все предложения Православной церкви вызваны «тайными мечтами» о воздвижении любой ценой жупела «клерикализации общества»?

Научным фактом является то, что уровень церковно-государственных отношений в России, как и степень религиозности российского общества, находится на среднеевропейском уровне. Церковь не является государственной, не издает каких-либо обязывающих предписаний, не преследует атеистов, не обладает правовой возможностью принуждения. Это где-то между Францией и Германией и североевропейскими странами. При этом нельзя отрицать и того, что отечественная история обременена массовыми убийствами христиан и представителей других религий за веру, разрушением храмов и т.д. Точно так же, как история Германии, например, обременена Холокостом. Поэтому кажущаяся кому-то невинной антисемитская шутка в Берлине звучит совсем по-другому, чем в Нью-Йорке, к примеру. Как и антирелигиозные выступления должны звучать в России иначе, чем в других странах, где не было ужасов воинствующего безбожия.

Патриарх Кирилл, как, думаю, любой другой гражданин нашей страны, обеспокоен тем, как сделать так, чтобы школьники чувствовали себя в безопасности. Именно объяснение его является незыблемой нравственной презумпцией, да нашим общественным самоощущением как сообщества людей, а не сообщества диких зверей в джунглях.

И послание Церкви именно в том, что вера защищает человека от превращения в зверя, готового убивать невинных детей. Именно ценность человеческой личности, сотворенной по образу и подобию Божию, воспринятая не как положение какого-то безликого нормативного документа, а как религиозная истина, может защитить наших детей. Это религиозное свидетельство, обращенное тем, кто его может принять.

Если учителя «Основ религиозных культур» будут рассказывать о ценности человеческой личности, находя отклик в сердцах школьников, родители которых являются верующими соответствующих религий и свободно выбрали данный курс, то это сработает. А если это сработает, то жизнь наших детей, которых мы отправляем в школу, будет более защищена. И это не клерикализация образования, а его гуманизация. Создание из ребенка человека, а не юнита игры Counterstrike, которую так любил казанский стрелок.

Если же образование у нас столь секулярно и этим уже совершенно, то не странно ли, что некоторые его «продукты» называют себя «богами», «божественность» которых заключается в праве убивать невинных? Может, какая-то иная религия проникла в школу, пока наши СМИ боролись с православием, да и другими традиционными религиями в школе?

Трагедии, подобные казанской, призваны объединять, останавливать нас хотя бы на время от бесконечного поиска «клерикальных» и «антиклерикальных» заговоров. Ради погибших детей и тех, чьи жизни нужно защитить. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
3743
Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
17398
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
3004
1. Ответом на демографический кризис стал запрет пропаганды бездетности

1. Ответом на демографический кризис стал запрет пропаганды бездетности

Кампанию за повышение рождаемости подкрепляют новыми вариантами наказаний

0
12315

Другие новости