0
4753
Газета Я так вижу Интернет-версия

19.05.2021 18:58:00

Взрослые игры в детский экзамен. ЕГЭ вовсе и не предназначался для адекватной проверки знаний

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: школа, егэ, социальный эксперимент


школа, егэ, социальный эксперимент Школьные знания осваивают лишь около 2,3% людей, максимум – каждый десятый. Фото РИА Новости

Солнечным летним днем 2001 года автор, сидя в кабинете заместителя министра образования РФ Виктора Болотова («куратора» введения ЕГЭ в России), испытывал целую гамму противоречивых ощущений – нечто в диапазоне между праздным любопытством, бдительностью слушателя курсов ПК и предчувствием большой беды.

Мы встретились по горячим следам неординарного события – премьеры единого госэкзамена (в статусе эксперимента), которая только что состоялась в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарской и Ростовской областях. Вести оттуда были настолько неутешительны, что пригласивший в те же дни пообщаться face to face министр образования РФ Владимир Филиппов об «историческом дебюте ЕГЭ» даже не вспомнил. В доме повешенного не говорят о веревке – так получалось. С Владимиром Филипповым мы говорили о программе компьютеризации сельских школ, умирании классно-урочной системы («Уроков скоро не будет», – спрогнозировал мой собеседник), о модели «Полный день». Причем надо отдать должное благородству политика – в отличие от его нынешних коллег он не просил показать ему текст нашего с ним разговора перед публикацией.

Что же касается ЕГЭ, напомню: видеокамеры в пунктах проведения экзамена появились лишь в 2014 году. А до этого целых 13 лет выпускники сдавали его без присмотра умных видеоглазков. Почва для нарушений благодатная. Как бы то ни было, о результатах «независимого теста» обществу остается лишь гадать и по сей день, довольствуясь негласной и случайной информацией.

«Все процедурные нормы были нарушены с ведома и под прикрытием взрослых... Ученики вслух обсуждали трудные вопросы... Выходы экзаменующихся из учебных помещений никем не фиксировались. Во всех кабинетах без исключения дети пускали в ход справочные материалы, шпаргалки передавались через все щели, окна и форточки. Степень вооруженности ребят мобильной связью была близка к 100%», – написала в служебной записке (вопреки грифу секретности она каким-то чудом просочилась в СМИ) преподаватель СГТУ, руководитель группы независимых инспекторов в пункте проведения ЕГЭ № 30 г. Саранска (Республика Мордовия) Галина Гончарова. Правда, ее рассказ датируется июнем 2004 года. Но кто поверит, что «на заре ЕГЭ» в 2001 году при наскоро составленных контрольно-измерительных материалах (КИМах) и не доведенных до ума технологиях все было по-честному?

Давно известно: школьные знания осваивают лишь около 2,3% людей, максимум – каждый десятый. Указанный порядок цифр не раз звучал и в кругах реформаторов этой системы. Оба квалифицированные математики, и Виктор Болотов, и Владимир Филиппов, прекрасно знали истинную цену школьной корочки. Главный интерес в связи с этим представлял для меня вопрос: решится ли руководство отрасли поставить публичный диагноз пугающе неэффективной школе епископа Я.А. Коменского (1592–1670)?

Авария на Чернобыльской АЭС произошла в два приема: сначала отключили защиту (систему аварийного охлаждения реактора, САОР), а потом стали экспериментировать. Понятно, что любые аналогии хромают, но в случае с ЕГЭ «защиту» тоже профессионально заглушили – на этапе, когда экзамен был еще нештатным. Датчики совести, трезвое осознание своих успехов и провалов, готовность отстаивать честь мундира учителям отключали 20 лет подряд. И продолжают отключать, не публикуя полноценных результатов всенародной угадайки.

«Это – миф!» – с порога гневно заявил мне тогда, в июле 2001 года, куратор европейского экзамена Виктор Болотов. Мол, «никаких пределов для «неудов» по ЕГЭ» никто заранее не намечал. При этом уточнил, что в полученной статистике, оформленной в виде гистограммы, специальной ведомственной комиссии «предстояло расставить границы отметок... от двух до пяти». То есть границы отметок все-таки расставляли, причем не до, а уже по итогам теста. И именно в министерстве, а не в каком-нибудь Принстонском (частном, независимом) университете, как это делают за океаном.

Ответ Болотова: «Нет, тут другая ситуация...» Оказывается, предписание по выставлению отметок утверждали как минимум в двух (!) редакциях – до проведения экзамена, а затем, с результатами теста на руках, и после него. «До» – разработчики КИМов, специалисты из Российской академии образования. А «после» – всем составом особо уполномоченной комиссии при Минобразования РФ. «В итоге тройка по математике соответствует четырем выполненным заданиям из 29 возможных», – охотно поделился Болотов.

А в первозданной, более жесткой версии на тройку требовалось выполнить, скажем, 20 заданий из 29. Ее авторы указывали Болотову на недопустимость снижения стартовой планки, а он, отстаивая свою, гораздо более мягкую шкалу, цитировал им Гете: «Теория, мой друг, суха, но вечно зеленеет древо жизни». Снова включаю диктофон: «Это моя персональная позиция – детей нельзя наказывать за наши взрослые недоработки. Поэтому действовал принцип: все споры решаются в пользу ребенка. Социальный эксперимент не должен быть обращен против детей».

Ставлю рекордер на паузу, главное слово сказано: дети. Все лучшее, конечно, им. Только вот как тут отличишь детей от взрослых? Пойдем простым логическим путем: на входе в пункты ЕГЭ наши 18-летние сограждане предъявляют новенькие паспорта, но... Что это доказывает и кому? Для государства это по-прежнему дети, тест – мероприятие по их социальной защите, а неэффективная на 97,7% школа – место, где взрослые предъявляют требования, тренирующие не столько ум, сколько слепую исполнительность воспитанников. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
11653
За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

Иван Родин

Поправками в закон об образовании Госдума протестировала взаимоотношения с правительством

0
4559
Дополнительная подготовка детей к ЕГЭ будет бесплатной

Дополнительная подготовка детей к ЕГЭ будет бесплатной

Наталья Савицкая

Новая стратегия развития образования обещает прорыв в разрешении болезненных проблем системы

0
16340
Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Иван Родин

0
3539

Другие новости