0
6214
Газета Я так вижу Интернет-версия

02.06.2021 19:08:00

Школьники не желают учиться по-старому, а преподаватели не могут учить по-новому

Предпоследний звонок

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, репетитор.

Тэги: школьное образование, ключевые понятия, знаия, умения, оценка, егэ, дистанционное обучение


школьное образование, ключевые понятия, знаия, умения, оценка, егэ, дистанционное обучение В школах работают обычные люди – не очень молодые, не очень здоровые и не очень богатые. Фото агентства «Москва»

Прошли традиционные «последние звонки» в школах. Этот праздник, ставший ритуальным еще с советских времен, символизирует окончание учебного года и начало летних каникул. На отдых уходят почти все ученики и многие учителя. Остаются выпускники, сдающие ЕГЭ, и задействованные в этом процессе учителя. Все радуются долгожданному отдыху. Но этот повод для радости весьма относительный.

Последний учебный год стал серьезным испытанием для школьников, родителей и учителей. Привычная классно-урочная система пошатнулась в 2020 году и стала по-настоящему уязвимой в 2021-м. Что же реально происходит?

Во-первых, подняли голову противники ЕГЭ. Те послабления, которые сделали для выпускников в этом учебном году, позволили говорить о полной отмене ЕГЭ и о переходе к другой системе оценивания. Единый государственный экзамен, разумеется, не шедевр. Но есть ли у горячо ратующих за его отмену достаточно серьезная и реальная альтернатива?

Рассуждения о том, что сами вузы будут тестировать будущих студентов, не очень убедительны. Так было в советское время, когда обучение было для всех бесплатным. Но даже тогда существовали репетиторы, «заточенные» под каждый конкретный вуз. Что говорить о дне сегодняшнем, когда образование стало услугой, а вузы с радостью распахивают свои двери перед студентами с тощими знаниями и толстым кошельком? Но это как бы проблема вузов.

Проблема школ несколько в другом. Мы имеем здесь, как сказал бы Ленин, революционную ситуацию, когда ученики не желают учиться по-старому, а учителя в своем большинстве не могут учить по-новому. Пандемия коронавируса доказала, что принципиально возможно обучать школьников при помощи дистанционных технологий. Да, это так, но готовы ли школы, школьники и учителя к этому процессу? Готовы ли родители? Полагаю, что нет. Или почти нет.

Разберем ключевые понятия школьного образования.

Знания и умения – основная цель обучения. Горячие головы утверждают, что дистанционное обучение ничем не хуже очного. Но это совсем не так. С экрана компьютера материал воспринимается хуже, чем при живом общении. Во-первых, дисциплину в классе при дистанте поддерживать практически невозможно. Нельзя уследить за 30 экранами учеников в отличие от визуального контроля в классе. Во-вторых, крайне сложно задать вопросы и получить ответы в чате. Сложно именно для детей. Для студентов и взрослых эта проблема тоже существует, но решается гораздо легче. В-третьих, ленивый или скучающий ученик может просто не слушать урок.

Второе ключевое понятие школьного обучения – оценка. Оценка в традиционном образовании выставляется на основе текущего (например, домашние задания), промежуточного (самостоятельные и контрольные работы) и итогового контроля успеваемости (например, всероссийские проверочные работы или тот же самый ЕГЭ). Важно, что оценка должна на что-то влиять. Сейчас ЕГЭ – пропуск в вуз, ОГЭ – пропуск в десятый класс. Если же убрать пропускную систему, то значимость этих (да и других) оценок заметно снизится. И стимула получать высокие оценки в школе просто не будет.

Третье ключевое понятие – воспитание. Никого не удивлю тем фактом, что с воспитанием школьников далеко не все гладко. И это при пребывании их в самой школе. Что же говорить о воспитании при компьютерном обучении? Конечно, всякие онлайн-мероприятия при вынужденных форс-мажорных обстоятельствах лучше, чем их отсутствие. Но детям нужно живое общение. И они общаются, смею вас уверить, вне зависимости от позиции школ.

Таким образом, дамы и господа, раскачивающие школьную лодку, или не понимают, или не хотят понимать, что ломают систему, альтернативы которой пока нет. Конечно, состоятельные родители учат своих детей у репетиторов. И качество знаний вполне приличное у таких учеников. Но не все могут себе это позволить.

Большинство же родителей и детей надеются только на бесплатную школу. И правильно надеются. Но тогда следует идти эволюционным путем, постепенно меняя старое на новое. Значительное число учителей сегодня у нас в возрасте 50+. Им сложно приспособиться к новым реалиям школьного обучения. Да, они решили задачу в условиях пандемии. Но многие выгорели. Многие, как я сам, например, ушли из школы. Многие испортили себе здоровье. А замены нет. Где молодые инициативные барышни, готовые за гроши терпеть издевательства учеников, хамство родителей и бюрократию руководства? Их нет. Или почти нет. Поэтому нужно ценить тех, кто все же учит детей. Ценить и уважать.

Школьная система сегодня очень неустойчива. Еще пара-тройка опасных реформ, и все может пойти по непредсказуемому сценарию. Поэтому нынешний «последний звонок» прозвучал как предпоследнее предупреждение для чиновников и родителей. Вы все требуете и требуете. Остановитесь в своих хотелках. Поймите, что в школах работают люди – не очень молодые, не очень здоровые и не очень богатые. Не надо бы, чтобы следующий последний звонок стал действительно последним. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
11727
Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
12845
Чей труд вознаграждает государство в учебном классе

Чей труд вознаграждает государство в учебном классе

Антон Зверев

Все проверочные процедуры в действительности оценивают работу не педагога, а репетитора

0
17640
Дополнительная подготовка детей к ЕГЭ будет бесплатной

Дополнительная подготовка детей к ЕГЭ будет бесплатной

Наталья Савицкая

Новая стратегия развития образования обещает прорыв в разрешении болезненных проблем системы

0
16415

Другие новости