0
5680
Газета Я так вижу Интернет-версия

14.09.2022 19:36:00

Слухи о скором распаде Британского содружества не соответствуют действительности

Не с короной, так с содружеством

Юрий Сигов

Об авторе: Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.

Тэги: великобритания, содружество, королевтсво, британское содружество


великобритания, содружество, королевтсво, британское содружество На карте выделены страны-участницы Содружества наций. Графика сайта academic.ru

Кончина Елизаветы II породила уйму домыслов, предсказаний и зачастую полностью оторванных от реалий прогнозов. Главным из них стала «вот-вот кончина» самой Британской монархии в ее международном измерении. Нет, короля, сына бывшей королевы, уже утвердили на трон, церемония прощания с Елизаветой II транслируется сутками по всем телеканалам более чем на сотню государств. Но что-то знаковое и радикальное в отношении британской короны и некогда подвластного ей «почти всего мира» должно было вот-вот произойти.

Поэтому никто не удивился тому, что небольшое островное государство на Карибах под названием Антигуа и Барбуда решило выйти из-под власти британской короны после кончины королевы. Его власти заявили, что проведут на эту тему референдум в течение ближайших трех лет, и если островитяне того захотят, то главой их страны будет уже не британский монарх, а собственный президент.

А ранее премьер-министр Ямайки объявил о точно таком же намерении руководства его страны на встрече с внуком Елизаветы II принцем Уильямом. Дескать, Ямайка сама по себе независимая, развитая и очень даже процветающая страна. А посему иметь во главе ее британского короля – явное несоответствие современных реалий и давно уже устаревшего анахронизма заморского подчинения (пусть даже и чисто символического).

Пример им есть с кого брать: еще одно карибское государство, Барбадос, (кстати, самое «британское» по образу жизни, архитектуре, соблюдению традиций в регионе) уже провозгласило себя парламентской республикой. Британская королева перестала быть главой этого государства, а в его должность вступила избранная народом президент. Тогда на торжественной церемонии в полусонном городке Бриджтауне в самом центре тропиков присутствовал нынешний теперь уже король британский, а в тот момент – принц Уэльский Чарльз.

Кстати, как и у многих других бывших британских колоний, на Барбадосе, получившем независимость в 1966 году, главой государства являлась британская королева, а на острове ее представлял генерал-губернатор. Как правило, такая фигура чисто церемониальная. Но сам факт ее присутствия в той или иной стране Британского содружества – это некое связующее звено государства со своей прошлой историей, нынешними экономическими и политическими реалиями. Да и просто дань тесным связям с теми, кто принес на твою землю европейскую культуру и обычаи.

Замечу, что Антигуа с Барбудой, Ямайка и Барбадос (не исключено, что на Карибах появятся новые желающие стать «независимыми от Лондона») – небольшие страны, стремящиеся продемонстрировать окружающему миру, что они якобы «совсем независимые». Насчет внешнего, международного суверенитета – да, такой шаг вполне может привлечь внимание мировой общественности. Но не более чем на пару-тройку дней. Потому как их экономический, политический и финансовый суверенитет полностью контролируется и той же Великобританией, и США.

Вопрос тут, думаю, в другом. По большому счету все бывшие колониальные империи прилично «наследили» грабежами и беззаконием на некогда подвластных им территориях (достаточно вспомнить, что столетиями творил Лондон в Индии, как нещадно и жестоко грабил ее или какими кошмарами для местного населения обернулась колонизация Бельгией тогдашнего Конго). Но вот уходили они из бывших колоний по-разному. Та же Франция по-прежнему буквально зубами цепляется за свои бывшие владения в Африке, а часть стран континента Париж до сих пор контролирует не только сохраняющимися военными базами, но и единой валютой, регулируемой французским Центробанком.

Англичане же действовали по-иному. Они на самом деле внешне ушли – из Африки, частично с Карибов (там остаются под их контролем Виргинские острова, Монтсеррат, Теркс и Кайкос, Кайманы), покинули Азию. Но при этом сохранили самую привлекательную приманку взаимоотношений с собой – Британское содружество. Причем не только для тех, кто с Лондоном так или иначе был связан историей, языком и культурой, но и для тех, кто к Великобритании никакого отношения никогда не имел.

Сегодня в состав Британского содружества входят почти все бывшие колонии, протектораты, доминионы, а также Камерун, Мозамбик, Намибия и Руанда. Всего в него входят 53 страны, а во главе традиционно числится британский монарх. Опять-таки все это обеспечивается не распоряжением сверху «больших и сильных», а по доброй воле. Чувствует себя страна «британской по духу» (по типу португалоязычного Мозамбика) – милости просим в содружество. И не важно, что в Лондоне будет в таком случае номинально числиться над тобой «большой начальник» в лице английского короля.

Главное, что именно под британским, а не каким-то иным руководством все желающие вроде как сохраняют английский язык, классические британские традиции. Причем никто в Великобритании не убивается по тому поводу, что надо распространять по всему свету английский язык, пресекать факты англофобии или каким-то образом бороться с провозглашением некоего «почти суверенитета» отдельными странами, входящими в содружество.

Потому хочется той же Антигуа и вместе с ней Барбуде (там, кстати, до разрушительного урагана 2017 года проживало менее 1 тыс. человек) считать себя суверенными с собственным президентом во главе – так разноцветный флаг им в руки (но на нем все равно в уголке красуется британский «Юнион Джек»). Главное, что путем взаимодействия в рамках Британского содружества Лондон так или иначе по-прежнему сохраняет контроль над всеми что бывшими, что нынешними подданными. Даже при условии, что новый британский монарх явно не пользуется в большинстве государств содружества теми уважением и популярностью, как правившая более 70 лет его всеми уважаемая и почитаемая мать.


Читайте также


Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
1750
Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
4561
Союз британской короны и Австралии нерушим

Союз британской короны и Австралии нерушим

Данила Моисеев

Вопрос о конституционных изменениях на острове-континенте не так важен, как отношения Канберры и Лондона

0
2238
Британские тори заранее не уверены в новом лидере

Британские тори заранее не уверены в новом лидере

Данила Моисеев

Голосование членов Палаты общин показало раскол в партии и слабость кандидатов

0
1959

Другие новости