0
7765
Газета Я так вижу Интернет-версия

14.11.2022 19:46:00

Власть в Никарагуа окончательно стала однопартийной

Центральноамериканскую страну ждет период политической стагнации

Дмитрий Морозов

Об авторе: Дмитрий Валерьевич Морозов – политолог, специалист по странам Центральной Америки.

Тэги: никарагуа, ортега, рейтинг, политика, репрессии, выборы, однопартийная система, оппозиция


никарагуа, ортега, рейтинг, политика, репрессии, выборы, однопартийная система, оппозиция На фото: голосование на муниципальных выборах в Никарагуа. Фото Reuters

В Никарагуа на минувшей неделе прошли муниципальные выборы. Они стали финальным этапом в череде действий по демонтажу представительной демократии. Главными участниками «избирательного» процесса были кандидаты от Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) и карманных партий. Оппозиция участвовать не могла: с прошлого года все ее лидеры сидят за решеткой, а партии лишены статуса юридического лица. Уцелевшие активисты нашли прибежище в Коста-Рике и реальной угрозы для президента Даниэля Ортеги на данный момент не представляют.

На этот раз он решил полностью отбросить демократический фасад. В условиях ухудшения социально-экономической обстановки Ортега явно хотел избежать неприятных сюрпризов в регионах. Во всех 153 муниципалитетах страны «победили» сандинисты. Их союзникам типа Конституционалистской либеральной партии не досталось ни одной мэрии: за свои старания они получат только финансовую компенсацию. Таким образом, в стране окончательно оформилась однопартийная система. Она жестко централизована и полностью замыкается на фигуре президента. Законодательные и судебные органы всех уровней полностью подчинены исполнительной власти. Сам Ортега де-факто является пожизненным правителем.

«Голосование» отличалось крайне незначительной явкой – на участки пришли лишь 17,3% избирателей. Несмотря на немалые усилия, сандинисты не смогли мобилизовать массы. Пассивность проявила и значительная часть сторонников Ортеги. По существу, это означает вотум недоверия большинства никарагуанцев действующей власти.

Об этом также свидетельствуют итоги последних опросов: наилучшие результаты получили брошенные в застенки лидеры правой и левой оппозиции – каждого из них поддержали 43–49% опрошенных. Хуже всех были оценены Ортега и его супруга Росарио Мурильо, которая занимает пост вице-президента – 34 и 37% соответственно.

Усиление глухого недовольства, узость социальной базы, ощущение нарастающей беспомощности при непоколебимом желании Ортеги бессрочно оставаться у власти приводят к ужесточению политики репрессий. В 2022 году никарагуанский лидер решил избавиться от последнего оплота «вольнодумства» в лице оппозиционно настроенного католического клира. Ранее он этого делать не решался. Но разгром оппозиции в 2021 году придал Ортеге некоторую уверенность. Церковь обладает рычагами воздействия на массовую аудиторию, и режим опасается, что она станет ядром широкого антиортеговского движения. Ортега стремится превратить церковь в придаток партийно-государственного аппарата, орудие пропагандистской обработки населения в духе преданности действующей власти. Власти заключили под стражу ряд священников, закрыли семь католических радиостанций. Помещен под домашний арест влиятельный епископ Роландо Альварес (по опросам, он пользуется поддержкой 50% никарагуанцев). Введены ограничения на проведение массовых религиозных мероприятий. Полиция препятствует свободному перемещению духовенства. В сознание граждан внедряется мысль, что само посещение месс – проявление политического диссидентства.

Одновременно продолжается наступление на независимые СМИ. Разгромлена редакция старейшей в стране газеты Prensa. В августе были лишены эфира три телеканала. С 2018 года из Никарагуа уехали 150 журналистов. Ускоренно ликвидируются неправительственные организации (НПО): режим боится расследований в правозащитной области. В течение нынешнего года прекратили работу более 1,6 тыс. НПО. Всс они объявлены «иностранными агентами». Подлежит закрытию любая общественная организация, неподконтрольная сандинистам.

Политическое выживание Ортеги и его окружения возможно только в атмосфере жесткой конфронтации, когда общество делится на «своих» и «чужих». Когда реальной оппозиции уже нет, начинается поиск «пятой колонны» внутри правящего блока: Россия проходила подобное в 1930-х. У самого диктатора возникает болезненная подозрительность по отношению ко всем, кто его окружает. Это ускоряет «ротацию» партийных кадров. Лояльные Ортеге сандинисты заменяются на более лояльных. СФНО втягивается в опасный процесс самобичевания, который в конечном счете его обескровит. Ситуация усугубляется засильем внутри СФНО карьеристов и приспособленцев, что снижает эффективность работы Фронта, ведет к его разложению.

Сегодня запас прочности режима во многом обусловлен политической пассивностью населения. Большинство граждан по-прежнему проявляют аполитичность и не доверяют партиям. Это лишает оппозицию возможности придать нарастающему брожению организованный характер. Многие жители страны предпочитают эмиграцию, что играет на руку Ортеге: снижается социальная напряженность, уменьшается потенциальная база протеста. Кроме того, денежные переводы родственникам от обосновавшихся в США никарагуанцев – важнейший источник валютных поступлений. Общая ситуация такова, что низы не хотят жить по-старому, но не готовы действовать решительно. Логично предположить, что в таких условиях страну ждет затяжной период политической стагнации.


Читайте также


Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
2538
Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
2955
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
1618
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
3589

Другие новости