0
8253
Газета Я так вижу Интернет-версия

14.11.2022 19:46:00

Власть в Никарагуа окончательно стала однопартийной

Центральноамериканскую страну ждет период политической стагнации

Дмитрий Морозов

Об авторе: Дмитрий Валерьевич Морозов – политолог, специалист по странам Центральной Америки.

Тэги: никарагуа, ортега, рейтинг, политика, репрессии, выборы, однопартийная система, оппозиция


никарагуа, ортега, рейтинг, политика, репрессии, выборы, однопартийная система, оппозиция На фото: голосование на муниципальных выборах в Никарагуа. Фото Reuters

В Никарагуа на минувшей неделе прошли муниципальные выборы. Они стали финальным этапом в череде действий по демонтажу представительной демократии. Главными участниками «избирательного» процесса были кандидаты от Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) и карманных партий. Оппозиция участвовать не могла: с прошлого года все ее лидеры сидят за решеткой, а партии лишены статуса юридического лица. Уцелевшие активисты нашли прибежище в Коста-Рике и реальной угрозы для президента Даниэля Ортеги на данный момент не представляют.

На этот раз он решил полностью отбросить демократический фасад. В условиях ухудшения социально-экономической обстановки Ортега явно хотел избежать неприятных сюрпризов в регионах. Во всех 153 муниципалитетах страны «победили» сандинисты. Их союзникам типа Конституционалистской либеральной партии не досталось ни одной мэрии: за свои старания они получат только финансовую компенсацию. Таким образом, в стране окончательно оформилась однопартийная система. Она жестко централизована и полностью замыкается на фигуре президента. Законодательные и судебные органы всех уровней полностью подчинены исполнительной власти. Сам Ортега де-факто является пожизненным правителем.

«Голосование» отличалось крайне незначительной явкой – на участки пришли лишь 17,3% избирателей. Несмотря на немалые усилия, сандинисты не смогли мобилизовать массы. Пассивность проявила и значительная часть сторонников Ортеги. По существу, это означает вотум недоверия большинства никарагуанцев действующей власти.

Об этом также свидетельствуют итоги последних опросов: наилучшие результаты получили брошенные в застенки лидеры правой и левой оппозиции – каждого из них поддержали 43–49% опрошенных. Хуже всех были оценены Ортега и его супруга Росарио Мурильо, которая занимает пост вице-президента – 34 и 37% соответственно.

Усиление глухого недовольства, узость социальной базы, ощущение нарастающей беспомощности при непоколебимом желании Ортеги бессрочно оставаться у власти приводят к ужесточению политики репрессий. В 2022 году никарагуанский лидер решил избавиться от последнего оплота «вольнодумства» в лице оппозиционно настроенного католического клира. Ранее он этого делать не решался. Но разгром оппозиции в 2021 году придал Ортеге некоторую уверенность. Церковь обладает рычагами воздействия на массовую аудиторию, и режим опасается, что она станет ядром широкого антиортеговского движения. Ортега стремится превратить церковь в придаток партийно-государственного аппарата, орудие пропагандистской обработки населения в духе преданности действующей власти. Власти заключили под стражу ряд священников, закрыли семь католических радиостанций. Помещен под домашний арест влиятельный епископ Роландо Альварес (по опросам, он пользуется поддержкой 50% никарагуанцев). Введены ограничения на проведение массовых религиозных мероприятий. Полиция препятствует свободному перемещению духовенства. В сознание граждан внедряется мысль, что само посещение месс – проявление политического диссидентства.

Одновременно продолжается наступление на независимые СМИ. Разгромлена редакция старейшей в стране газеты Prensa. В августе были лишены эфира три телеканала. С 2018 года из Никарагуа уехали 150 журналистов. Ускоренно ликвидируются неправительственные организации (НПО): режим боится расследований в правозащитной области. В течение нынешнего года прекратили работу более 1,6 тыс. НПО. Всс они объявлены «иностранными агентами». Подлежит закрытию любая общественная организация, неподконтрольная сандинистам.

Политическое выживание Ортеги и его окружения возможно только в атмосфере жесткой конфронтации, когда общество делится на «своих» и «чужих». Когда реальной оппозиции уже нет, начинается поиск «пятой колонны» внутри правящего блока: Россия проходила подобное в 1930-х. У самого диктатора возникает болезненная подозрительность по отношению ко всем, кто его окружает. Это ускоряет «ротацию» партийных кадров. Лояльные Ортеге сандинисты заменяются на более лояльных. СФНО втягивается в опасный процесс самобичевания, который в конечном счете его обескровит. Ситуация усугубляется засильем внутри СФНО карьеристов и приспособленцев, что снижает эффективность работы Фронта, ведет к его разложению.

Сегодня запас прочности режима во многом обусловлен политической пассивностью населения. Большинство граждан по-прежнему проявляют аполитичность и не доверяют партиям. Это лишает оппозицию возможности придать нарастающему брожению организованный характер. Многие жители страны предпочитают эмиграцию, что играет на руку Ортеге: снижается социальная напряженность, уменьшается потенциальная база протеста. Кроме того, денежные переводы родственникам от обосновавшихся в США никарагуанцев – важнейший источник валютных поступлений. Общая ситуация такова, что низы не хотят жить по-старому, но не готовы действовать решительно. Логично предположить, что в таких условиях страну ждет затяжной период политической стагнации.


Читайте также


"Единой России" просто победы на выборах недостаточно

"Единой России" просто победы на выборах недостаточно

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В 2026 году партия власти должна превзойти не конкурентов, а свой прежний результат

0
1240
Макрон призвал готовиться к "эпохе хищников"

Макрон призвал готовиться к "эпохе хищников"

Надежда Мельникова

Президент Франции решил подкорректировать внешнюю политику страны

0
1189
Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Можно ли быть конкурентом КПРФ, чтобы одновременно не подвергнуться риску не попасть в Госдуму

0
912
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
1546