0
12281
Газета Я так вижу Интернет-версия

14.08.2023 19:54:00

Поправки в Уголовный кодекс предоставят осужденным из новых регионов РФ привилегии

Законодательные инициативы временами противоречат задачам УК

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – независимый антикоррупционный эксперт, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток).

Тэги: власть, закон, законодательство, уголовный кодекс, право, сво, донбасс

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

Вслед за вызвавшим дискуссии в обществе законом «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» появился другой неоднозначный Федеральный закон от 31.07.2023 № 395-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой и Луганской Народной Республик, Запорожской и Херсонской областей». Инициаторами обоих документов выступили председатели профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации РФ – Павел Крашенинников и Андрей Клишас, а также депутат Госдумы Ирина Панькина, но в отличие от предыдущего закона этот ждал своего часа полгода. Напомню, что Луганская и Донецкая народные республики, Запорожская и Херсонская области вошли в состав Российской Федерации 30 сентября 2022 года. Переходный период для их интеграции в российское правовое поле установлен до 2026 года.

Закон № 395-ФЗ содержит ряд положений, явно не стыкующихся с УК РФ. Согласно ч. 2 ст. 2 закона, не является преступным деяние, ответственность за совершение которого хоть и установлена законодательством Украины, но оно было направлено на защиту интересов России, Донецкой и Луганской народных республик, либо охраняемых законом интересов населения и организаций Донецкой и Луганской республик, Запорожской и Херсонской областей. О каких именно интересах России и ее новых субъектов идет речь, в законе не уточняется. Также неизвестно и общее количество осужденных, отбывавших наказание в ДНР, ЛНР, Запорожской и Харьковской областях до 30 сентября 2022 года, поэтому спрогнозировать число освобожденных не представляется возможным. Скорее всего речь идет о заключенных, участвовавших в военизированных организациях этих субъектов.

В силу ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. При этом Уголовный кодекс РФ не содержит перечень деяний, по которым невозможна малозначительность, поэтому вопрос об этом относится к компетенции следствия и суда. Однако очевидно, что совершение тяжких преступлений против личности (даже в условиях СВО) явно не подпадает под категорию малозначительных. В этой связи законодатель изобрел новое основание для освобождения от уголовной ответственности осужденных иностранцев, не внося никаких поправок в УК РФ.

Что касается национальных интересов России, упомянутых в законе, то для их расшифровки обратимся к п. 25 Стратегии национальной безопасности РФ (2021 год). В данном пункте содержатся положения, формально подпадающие под действие закона: защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности РФ, укрепление обороны страны. Однако освобождение осужденных из новых субъектов РФ от уголовной ответственности по этому основанию противоречит другой стратегической задаче государства, закрепленной в том же 25-м пункте: защите граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств. Аналогичное положение содержится в Концепции общественной безопасности (2013 год).

Решать судьбу осужденного, действовавшего в интересах РФ и ее новых субъектов, предстоит райсуду по месту жительства или отбывания наказания. По результатам рассмотрения его ходатайства, а также представлений прокурора или администрации исправительного учреждения судья может вынести одно из следующих решений: об удовлетворении ходатайства (представления) о полной или частичной отмене приговора и прекращении уголовного производства в соответствии с пп. 1–2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ; об отказе в их удовлетворении. При этом постановление судьи может быть обжаловано в порядке, установленном главами 45.1 и 47.1 УПК РФ.

Спорным с точки зрения конституционного равенства всех перед законом представляется и содержание ст. 8 закона, согласно которой если Уголовный кодекс РФ предусматривает более мягкое наказание либо иным образом может улучшить положение осужденного, по его ходатайству или представлению прокурора и исправительного учреждения, судебное решение приводится в соответствие с российским законодательством в порядке ст. 397 и ст. 399 УПК РФ. Получается, что осужденные из новых субъектов РФ окажутся в положении, более выгодном в сравнении с российскими заключенными, совершившими аналогичные преступления.

Однако о полном опустошении мест лишения свободы в новых субъектах РФ речь не идет. Как следует из январского постановления правительства РФ № 61, к 2026 году там будет образовано 28 исправительных учреждений: 12 исправительных колоний (ИК) и лечебно-исправительное учреждение (ЛИУ) в ДНР, семь ИК и одно ЛИУ в ЛНР, две ИК и одна колония-поселение в Запорожской области и три ИК и одно ЛИУ в Херсонской области. То есть привлекать к уголовной ответственности там все-таки планируют.

Между тем, продолжая бессистемно ужесточать уголовное законодательство, насыщая его не совсем понятными правоприменителям статьями, законотворцы весьма вольно обходятся с основаниями для освобождения преступников от уголовной ответственности. Появление многочисленных лазеек в условиях правовой неопределенности и широкомасштабной коррупции может повлечь за собой девальвацию правосудия, а также подорвать заинтересованность и без того перегруженных правоохранителей в отлове преступников. Все затраты на осуществление уголовного судопроизводства становятся бессмысленны. Не хотелось бы вернуться и во времена декретов Совнаркома, когда «бывших офицеров освобождали от уголовной ответственности за совершенные в прошлом преступления против трудового народа, если те окажут содействие в ликвидации белогвардейских отрядов и тем самым ускорят победу России над….».

Принятый в далеком 1996 году Уголовный кодекс РФ провозгласил переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, о чем стоило бы помнить законодателю перед внесением очередных поправок в него. 


статьи по теме


Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
381
Мелони предрекает Италии еще более трудный год

Мелони предрекает Италии еще более трудный год

Александр Тараканов

В планах премьер-министра – изменение Конституции страны

0
387
В Киеве объявили о подготовке к президентским выборам

В Киеве объявили о подготовке к президентским выборам

Наталья Приходко

В условиях военного положения у Зеленского есть шансы переизбраться на второй срок

0
485
Константин Ремчуков: Си Цзиньпин выступил против гигантизма и парадности «экономики выставленных счетов»

Константин Ремчуков: Си Цзиньпин выступил против гигантизма и парадности «экономики выставленных счетов»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.12.25

0
546