0
9780
Газета Я так вижу Интернет-версия

30.10.2023 13:20:00

Курочка Ряба или подопытный кролик

Нефтяная отрасль уже не может быть источником для компенсации расходов бюджета

Валерий Андрианов

Об авторе: Валерий Валентинович Андрианов – доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК


Фото Reuters

Как известно, наука требует жертв. Успехами человечества в области биологии и медицины мы обязаны множеству бедных животных, на которых ставились подчас жестокие опыты. Но надо отметить, что для опытов все-таки чаще всего отбирались наиболее распространенные в природе и наименее дорогостоящие (как это ни цинично) особи – крысы или кролики. Действительно, пускать на опыты дойную корову или, допустим, сказочную курицу, несущую золотые яйца, было бы абсурдом. Но у отечественного Минфина, видимо, другое мнение. Ибо это ведомство выбрало для своих налоговых экспериментов (научных ли?) отрасль, которая действительно «дает молоко» и «несет золотые яйца» – нефтегазовый комплекс.

Сверхналоги и сверхдоходы: параллельные вселенные

Сегодня налоговая нагрузка на нефтяную отрасль является самой высокой среди всех секторов российской экономики. По итогам 2022 года ее уровень достиг 78% (доля налогов в финансовом результате, определенная на основании публичных данных ФНС России). А общий уровень изъятий у нефтяных компаний (с учетом роста тарифов на услуги госмонополий и банковской кредитной ставки) составляет свыше 90%.

Другие отрасли чувствуют себя гораздо вольготнее. Так, для предприятий электроэнергетики налоговая нагрузка составляет 42%, горнорудной и металлургической отрасли – 46%, для компаний, предоставляющих услуги связи и интернета, – 48%, сектора добычи алмазов и драгоценных металлов – 49%. И даже у «смежников» дела обстоят явно лучше: у трубопроводной монополии доля налогов от выручки равняется 46%, у газовиков – 69%. А отдельные виды бизнеса, кажется, и вообще почти не интересуют государство с фискальной точки зрения. К примеру, производители минеральных удобрений платят в казну 26% от выручки, угольные компании – 29%, банки и другие финансовые организации – также 29%.

Понятно, что благодаря таким «вольным хлебам» перечисленные отрасли накопили изрядный жирок. По подсчетам экспертов, если довести уровень их налогообложения до показателя нефтяной отрасли (78%), то только за 2022 год они могли бы дополнительно дать бюджету России почти 4 трлн руб. В частности, финансовый сектор обеспечил бы 1,7 трлн руб., предприятия горнорудной, угольной и металлургической отраслей, а также производители минеральных удобрений – суммарно около 1,62 трлн руб., электроэнергетика и трубопроводный комплекс – примерно 500 млрд руб. Еще около 150 млрд руб. могли бы принести предприятия по добыче алмазов и по предоставлению услуг в области связи и интернета.

Конечно, тут можно возразить – правительство уже предприняло шаги по изъятию сверхдоходов из ряда отраслей. Причем эти изъятия как раз не коснулись нефтяного комплекса. Справедливость восстановлена? Отнюдь. Напомним, разовый налог на сверхприбыль, введенный с 2024 года, предполагает дополнительные платежи в бюджет со стороны компаний, средняя величина прибыли которых за 2021-2022 года оказалась выше 1 млрд руб. Для них ставка налога составит 10% от суммы превышения прибыли за эти два года над аналогичным показателем за 2018-2019 годы. По расчетам властей, это принесет в казну 300 млрд руб. Однако давайте вспомним вышеприведенную общую сумму недоплаты налогов (по сравнению с нефтяной отраслью) – 4 трлн руб. То есть «жесткая» мера правительства позволяет изъять всего менее 10% от сверхприбылей. А для отдельных отраслей экономики ситуация еще лучше – так, для финансового сектора сумма налога на сверхприбыль оказалась в 60 раз меньше, чем упомянутая «недоплата» (1,7 трлн руб.).

Металлургическое лобби больше всех возмущалось введением налога на сверхприбыль. Но действительно ли металлургия пострадала от этой меры? Напомним, в 2021 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала, что компании отрасли нарушили антимонопольное законодательство путем установления и поддержания высоких цен на горячекатаный плоский прокат. С тех пор ситуация мало изменилась. Иными словами, металлурги продолжают зарабатывать сверхприбыль за счет внутреннего потребителя. И если уж не удается снизить цены для россиян, то надо хотя бы изъять эти сверхприбыли в бюджет (глядишь, в этом случае исчезнут стимулы для подобных действий).

Еще один вопиющий пример – строительная отрасль. Она, в отличие от нефтяной промышленности, не испытывает санкционного давления со стороны недружественных стран. При этом государство тратит колоссальные средства на улучшение жилищных условий россиян. Так, только в рамках льготных программ кредитования в 2023-2025 годы из бюджета предполагается выделить свыше 600 млрд руб. Но возникает ощущение, что бенефициаром этих субсидий являются вовсе не граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а строительные корпорации. Иначе как объяснить, что цены на жилье в России стремительно растут – на 83% с января 2020-го до июня 2023 года, согласно данным «Сбериндекса». В итоге в прошлом году строительный сектор по сальдированному финансовому результату (прибыль минус убыток) продемонстрировал наибольший прирост среди всех отраслей экономики страны. По данным Росстата, в 2022 году строительный бизнес «заработал» 566 млрд руб., что в 2,3 раза превысило уровень 2021 года. Да, «заработал» в кавычках, поскольку рост в основном был обеспечен госсубсидиями и залезанием в карманы простых граждан. Но если попытаться здесь изъять сверхдоходы, то нетрудно представить, какой шум поднимет строительное лобби…

Впрочем, признаем, что заставлять другие отрасли жить по тем же правилам, что и нефтяники – негуманно, не каждый это выдержит. Тогда, может быть, как минимум перестанем и дальше пытаться усилить фискальный пресс для «нефтянки» и согласимся с тем, что 78% – совсем уже немыслимый предел поборов? А как максимум – все же восстановим элементарную справедливость и начнем искать дополнительные источники пополнения бюджета в других отраслях?

Шрамы от фискальных операций

Нефтяники, кажется, уже давно смирились с ролями «дойной коровы бюджета» или «курицы, несущей золотые яйца». Эти эпитеты даже по-своему почетны и часто используются в отраслевых СМИ. Но беда в том, что одновременно отрасль пытаются превратить (точнее, уже давно превратили) в подопытного кролика.

Судите сами. За последние три года в налоговое законодательство, касающееся нефтегаза, было внесено более 20 изменений. Помимо того, что они усиливают фискальное давление на нефтегазовые компании (НГК), они также создают ситуацию неопределенности. Фактически у компаний отрасли отбирают возможность долгосрочного планирования и реализации масштабных инвестиционных проектов, для которых стабильность налоговой системы – главный залог успеха.

Можно было бы написать целый учебник по этим «научным» (вернее, «антинаучным») фискальным экспериментам. Но возьмем только два последних из них. В стремлении любыми способами пополнить доходную часть бюджета, по инициативе Минфина недавно были в два раза сокращены демпферные выплаты нефтяникам. К чему это привело, мы все прекрасно знаем – в августе и сентябре на отечественном топливном рынке возник настоящий коллапс, цены устремились вверх сначала в опте, а потом и в рознице, а на АЗС отдельных компаний даже исчезло горючее. Благодаря широкому общественному резонансу решение откатили назад. Но Минфин так просто не сдается.

Так, на прошлой неделе финансовое ведомство закатало рукава и приступило к очередному эксперименту – повышению НДПИ на газ с 1 августа и до конца 2026 года. Министерство объяснило это необходимостью «зачисления в бюджет части дополнительных доходов компаний, связанных с индексацией тарифов на газ». При этом скромно умолчали о том, что сама индексация была задумана для… компенсации производителям роста налогового бремени в 2024 году. Подобные опыты, помнится, князь Игорь ставил – по два раза дань собирал. Чем это кончилось, мы помним из трудов Карамзина…

На недавнем семинаре в университете я рассказал студентам об этом кейсе. Один студент поднял руку и спросил: «А они там, в Минфине, вообще – адекватные?». Что тут ответить? Вполне адекватные. Но видимо, не в меру одержимые экспериментаторским духом… И это прекрасно. Но почему все фискальные эксперименты проводятся над нефтяным комплексом? Может, поискать другого подопытного кролика? Например, потренироваться на тех же металлургах, строителях, банкирах? Их тоже жалко, но у них пока меньше шрамов от неудачных операций…

Ведь если «подопытный» в лице нефтегазового комплекса вдруг не выдержит и «умрет под ножом» фискалов, бюджету легче не станет. А такая угроза есть – отрасль уже находится на приделе своих возможностей. Ей приходится одновременно противостоять беспрецедентному внешнему давлению и отбиваться от наскоков Минфина, что мешает подумать о долгосрочном и даже среднесрочном развитии. В такой нервной ситуации трудно давать молоко или нести золотые яйца.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2018
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4699
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2566
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2951

Другие новости