Работы российских ученых о великом латиноамериканском политике и полководце стали заметным вкладом в мировую боливаристику. Хосе Торо Морено. Портрет Симона Боливара. 1922. Законодательный дворец Ла-Пас, Боливия |
Блестящий политик. Его именем названы: мультиэтническое государство Боливия, Боливарианская Республика Венесуэла, Боливарианский альянс для народов нашей Америки, объединивший леворадикальные режимы региона. Он прожил 47 лет и оставил неизгладимый след в истории континента.
Младенец Симон появился на свет в ночь с 24 на 25 июля 1783 года в знатном доме на площади Сан-Хасинто в Каракасе. Ему суждено было войти в историю героем, носящим почетный титул Освободителя. Сегодня имя полководца глубоко почитается не только в Латинской Америке, но и далеко за ее пределами. В том числе в нашей стране, которую отделяют от региона десятки тысяч километров.
В армии Боливара с оружием в руках храбро сражались и русские добровольцы. Среди них Иван Майер и Иван Минута. А общество было хорошо осведомлено о жизни и деяниях Боливара. Многие периодические издания того времени посвящали целые полосы возвеличиванию его личности. Особо выделялся «Московский телеграф» – прогрессивный журнал, имевший широкое распространение в кругах интеллигенции. Он энергично и последовательно распространял идеи Освободителя и защищал их перед теми, кто пытался очернить его имя низкими домыслами.
Чуть позже восхищение Освободителем зажгло сердца декабристов, Павел Пестель, как и Боливар, осуждал рабство и все проявления деспотизма. Освободитель называл Россию «родиной титанов».
Перебрасывая мостик в более близкую нам эпоху, подчеркнем, что долгие годы творческий потенциал отечественных исследователей жизни и деятельности великого человека сковывался печально знаменитым высказыванием Карла Маркса, содержавшим отрицательную характеристику Боливара, которого он назвал авантюристом.
Лишь оттепель, наступившая после смерти Сталина, и последовавшее разоблачение культа личности позволили исследователям избавиться от пут догматизма и начетничества, опираясь на достоверные документы, дать беспристрастную оценку деяниям Боливара.
Огромный вклад в изучение феномена Боливара внес выдающийся исследователь Анатолий Шульговский. Под его редакцией в 1983 году вышел фундаментальный сборник избранных произведений Боливара. Из его богатого эпистолярного наследия в книгу включено наиболее существенное и оригинальное – все, что способствовало глубокому и цельному пониманию Боливара как полководца и государственного деятеля, законодателя и мыслителя. Проанализировав жизненный путь Освободителя, он приходил к выводу: «Трагизм положения Боливара заключался в том, что на пути его планов социального реформаторства, обогнавших время, стояли огромные трудности, которые невозможно было в то время преодолеть. Отсюда его полные горечи слова: «Я пытался вспахать море».
Из крупных работ выделим фундаментальную монографию А.Н. Глинкина «Дипломатия Симона Боливара», опубликованную в 1991 году. В ней автор сосредоточился на одной из многочисленных ипостасей Боливара, уделив особое внимание рассмотрению его планов объединения завоевавших независимость молодых латиноамериканских стран в единое государство, которые он вынашивал, созывая Панамский конгресс в 1826 году.
Перу Глинкина принадлежит труд, касающийся деликатной темы взаимоотношений Франсиско де Миранды и Боливара, которая служит предметом спекуляции многих исследователей. В этой связи автор, имея в виду арест Миранды Боливаром, писал о том, что этот трагический эпизод, в который были вовлечены оба персонажа, нельзя вычеркнуть из борьбы за независимость. И заключал: «Они являются великими деятелями, оставившими неизгладимый след во всемирной истории конца XVIII – первой четверти XIX века».
Обязательно нужно вспомнить статью члена-корреспондента венесуэльской Национальной академии истории М.С. Альперовича «Симон Боливар и доктор Франсиа: опыт сравнительного анализа», а также две работы М.И. Лазарева: «Актуальный Боливар», включавшую его высказывания о властных структурах, и сборник, в котором отражены юридические взгляды Освободителя.
Юрий Гирин усматривал сходство у современников – Симона Боливара и Петра Яковлевича Чаадаева, находил типологическую близость их миросозерцания. «Каждый из этих мыслителей, – подчеркивал автор, – воспринял и описывал свой культурный мир как некую иную по отношению к Западу цивилизацию, лишенную его целостности и пребывающую в состоянии имманентной промежуточности».
Огромным стимулом для ученых стала подготовка к празднованию 200-летия со дня рождения великого человека, которое широко и торжественно отмечалось как на его родине, так и далеко за ее пределами. К этому событию приурочили издание работы «Подвиг Боливара». С освещением различных сторон деятельности Освободителя выступили Виктор Вольский, Анатолий Глинкин, Иосиф Григулевич, Юрий Зубрицкий, Наталья Ильина, Анатолий Шульговский. В июне 1983 года в Москве прошла международная конференция с участием зарубежных ученых, по итогам которой подготовили сборник.
В 1983 году увидел свет двухтомник на испанском языке «Венесуэла: от Боливара до наших дней». Он содержал статьи, освещавшие деятельность Освободителя, а также другие материалы, связанные с изучением различных этапов истории, политического и социально-экономического положения Венесуэлы. Тогда же вышел специальный номер журнала «Латинская Америка», посвященный славной годовщине.
В 1983 году Анатолий Шульговский принял участие в центральном мероприятии празднований в Каракасе, где выступил с одним из главных докладов.
Этот исследователь прочитал в Колумбии цикл лекций, посвященных Боливару. Позднее материал перевели на испанский язык и издали отдельной брошюрой, а Министерство просвещения рекомендовало ее в качестве учебного пособия для средней школы.
Автору этих строк в Венесуэле довелось выступать с лекциями «Изучение Боливара в Советском Союзе» в самых различных аудиториях. Для учащихся тема звучала достаточно экзотично. Они, как я убедился, понятия не имели, что на другом континенте неплохо знают о жизни и деятельности их великого соотечественника.
Знаменитый художник Владимир Замков к юбилею выполнил великолепный мозаичный портрет Боливара, которым мы наслаждаемся каждый раз, приходя в Институт Латинской Америки. За выдающийся вклад в художественное воплощение образа Боливара Замков удостоился высокой правительственной награды Венесуэлы. А композитор Владимир Мартынов сочинил ораторию, посвященную Боливару, которая исполнялась впервые в Каракасе в дни торжеств.
Симон Боливар был не только выдающимся полководцем, сплотившим тысячи граждан, жаждавших независимости, но и мудрым политическим деятелем. Ему принадлежат проникновенные изречения. «Бегите из страны, где полнотой власти обладает лишь один человек. Это страна рабов». В другой раз он говорил: «Нет ничего опаснее, как позволить одному и тому же человеку оставаться у власти продолжительное время. Народ привыкает ему повиноваться, а он привыкает им командовать. Возникают узурпация и тирания».
Сегодня можно констатировать, что многие исследования соотечественников, посвященные Освободителю, стоят вровень с лучшими произведениями зарубежных авторов. Этим объясняется тот факт, что власти Венесуэлы по достоинству оценили вклад ученых в мировую боливаристику. Высоких наград удостаивались также Виктор Вольский и Анатолий Шульговский.
Изучение личности великого человека в России имеет и огромную научную значимость, и общественное звучание. Это мост, связывающий народы двух географически далеких, но политически близких регионов.
В отношениях между странами были взлеты и падения. Сейчас они находятся на превосходном уровне. 19 июля 2023 года в Москве открыли памятник Симону Боливару, подаренный российской столице венесуэльскими властями. Закладной камень в основание монумента заложил в 2001 году бывший президент Уго Чавес, неоднократно приезжавший в нашу страну.