Школа должна готовить к взрослой жизни, в том числе и в финансовом аспекте. Кадр из видео с канала «Всероссийский конкурс «Учитель года России» на YouTube
Наличие встроенного в телефон калькулятора еще не означает умения считать. Знание модных терминов типа «инфляция» или «ключевая ставка» еще не означает понимания сущности экономических явлений. А понимать надо бы. Причем уже в подростковом возрасте. И этому надо учить в школе.
Все, о чем я буду здесь писать, открыто давно. Карл Маркс и его последователи достаточно полно описали экономические процессы в обществе. И закономерности, присущие этим процессам, сохраняются по сей день, хотя и в несколько измененном виде. Разберем подробнее эти аспекты.
Урок первый: производство определяет потребление. Когда мы покупаем кусок хлеба или модный гаджет, то вряд ли задумываемся, кто это создал. Нас интересуют только цена и качество. Мы как идеальные потребители просто покупаем. Но ведь кто-то должен все это производить. Если в обществе будут только потребители, то скоро нечего будет потреблять. Поэтому нужно, чтобы производство, как более сложный и тяжелый вид деятельности, было привлекательно для бизнесменов и наемных работников.
Но на практике до недавнего времени это было не так. Началось с 90-х, когда наибольший доход стали приносить торговля и посредничество. Лотки, ларьки, челноки наводнили страну. С ними появились и рэкетиры, которые позже объединились в банды. И это было неизбежно, так как получился не рыночный тип общества, а дикий капитализм. Все это кончилось, но в головах людей отложилось, что можно «срубить деньги по-легкому». Не напрягаясь.
Сегодня в условиях относительной изоляции России придется серьезно заняться производством. Эти процессы уже идут. И в сознание тех, кто сегодня учится в школе, необходимо заложить простую мысль: производство первично. Любой посредник может легко исчезнуть. И в обществе никакой трагедии не случится. Вот исчезли многие турфирмы, так как Европа почти закрыта для россиян. Где теперь сотрудники этих турфирм? И не только турфирм.
Урок второй: человеческий капитал. Еще Маркс выделял простой и сложный труд. При этом отмечалось, что сложный труд должен оплачиваться лучше. Гораздо лучше. Но это в теории.
На практике же начиная с 90-х сложный труд резко обесценился. Тысячи инженеров, техников, квалифицированных рабочих были вынуждены заняться трудом простым (грузчики, охранники). До сих пор популярны работники служб доставки (проще говоря, курьеры), хотя пандемия коронавируса давно прошла острую фазу. Создается иллюзия, что можно хорошо зарабатывать без всякой квалификации.
Вся экономическая теория это опровергает. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1992) Гэри Беккер определил человеческий капитал как «совокупность навыков, знаний и умений человека». При этом он доказал, что увеличение человеческого потенциала требует затрат на образование и обучение, которые в дальнейшей жизни с лихвой окупаются.
Конечно, могут быть отдельные случаи, когда человеческий капитал не сработает. Но это скорее ошибка в выборе профессии. И тем не менее инженер всегда может стать разносчиком пиццы. А вот разносчик пиццы без образования стать инженером не сможет никогда. И эту простую истину тоже нужно доносить еще в школе.
Урок третий: источники денег. Школьникам не вредно знать, какие источники денег реально существуют. Основных – четыре.
Первый способ (и он должен быть для большинства основным) – заработок. Тем, кому интересно, можно почитать любой учебник по экономической теории. Если кратко, то человек продает свой труд и на вырученные от продажи труда деньги покупает необходимое себе и своей семье. Это нормальный и справедливый источник дохода.
Второй способ – продажа или аренда имущества, проценты по банковским вкладам, доходы от акций и другие нетрудовые деньги. Источник тоже вполне легальный. Но вот беда: прежде чем получать проценты по вкладам, нужно эти вклады иметь. Прежде чем сдавать в аренду квартиру, надо иметь эту «лишнюю» квартиру. Прежде чем продавать свое имущество, надо это имущество иметь.
Третий способ – кредиты и займы. Про это в школе надо не говорить, а кричать. О том, что берешь чужие деньги и на время, а отдаешь свои и навсегда. Кредиты уже сыграли с населением России очень злую шутку. Долгов населения перед банками – триллионы рублей. И все проценты, которые человек платит банку, это несъеденные пирожные, некупленное платье, несостоявшийся отпуск. Не надо плодить новых заемщиков.
Четвертый способ – отъем (криминальное решение проблемы). Надо признать, что криминал был всегда. В 90-е он зашкаливал. И быть бандитом тогда оказалось модно. Сегодня криминал не в фаворе. Но в среде маргиналов и мигрантов криминальные методы работают (в основном кражи и грабежи). Нет нужды говорить о том, что этот способ рано или поздно приведет к большим проблемам.
Подведу итог. Школа должна готовить к взрослой жизни. В том числе и в финансовом аспекте. Всякие там законы спроса и предложения прекрасны, но это изучат те, кто пойдет учиться на экономиста. Уже на первом курсе. А вот три упомянутых выше урока нужны всем. Чтобы дурь выбить. Ведь для каждой Золушки принца не найдется, поэтому нужно учиться мыслить трезво.