Фото Reuters
Недавно избранный на этот пост президент Аргентины Хавьер Милей заявил, что в ближайшее время намерен провести встречу на высшем уровне Украины и ее «латиноамериканских друзей». Речь идет о продолжении курса Буэнос-Айреса при новых властях на всяческое сближение с ведущими западными странами, снижение взаимодействия с Россией и другими странами БРИКС, а заодно и розыгрыш собственной «европейской карты» в формате поддержки Киева в его конфликте с Москвой.
Насколько подобная, по сути дела, антироссийская роль Аргентины может сказаться на отношениях Буэнос-Айреса и Москвы? Напомню, что на инаугурацию президента Милея в аргентинскую столицу прилетал президент Украины, как и главы еще 15 иностранных государств, включая короля Испании. От России же не было никого из высокопоставленных чиновников, что, как сообщала местная пресса, очень не понравилось новому аргентинскому президенту.
Во время пребывания украинского руководителя в Буэнос-Айресе уже состоялся первый неформальный саммит Украины с рядом президентов стран Латинской Америки (Уругвая, Парагвая, Эквадора и Аргентины), в ходе которого была высказана поддержка Киеву со стороны «дружеских стран континента». Обсуждались и планы практической помощи Украине. Во многом под влиянием этой встречи тогдашнее, только что избранное руководство Эквадора решило передать США стоящую на вооружении эквадорской армии российскую военную технику, которую Белый дом затем скорее всего передал бы Украине. Потом передумало из-за того, что Россия вроде бы собралась в ответ прекратить закупки эквадорских бананов и гвоздик.
Между тем вопрос поставок Эквадором советской и российской военной техники Украине с повестки дня не снят и может быть реанимирован в любой момент – причем отнюдь не обязательно путем публичных политических демаршей этой латиноамериканской страны. Также аргентинская пресса сообщает о том, что об оказании военной помощи Киеву задумывается и Буэнос-Айрес. Поставки оружия Украине могут оплатить США, что было бы выгодно аргентинской стороне, испытывающей сейчас огромные финансовые проблемы.
Словом, Аргентина пытается наладить тесные отношения с самой Украиной и способствовать выработке некой единой позиции ряда латиноамериканских государств в отношении российско-украинского конфликта. Это нечто новое. С первых дней российско-украинского противостояния Латинская Америка и Карибы стремятся максимально дистанцироваться от вмешательства в него. За редким исключением (Венесуэла, Куба, Никарагуа), страны региона не поддерживают ни одну из сторон. Традиционные союзники Москвы (три вышеупомянутые страны континента плюс Боливия) за нее, но лишь дипломатически, потому что никак иначе участвовать в этом конфликте не готовы.
Реальные действия, конечно, могут отличаться от деклараций. На стороне Украины с первых дней воюют наемники из Колумбии (их больше всего), Чили, Бразилии, Перу, Эквадора, Уругвая. В целом ряде случаев это бывшие военные либо те, кто специально уволился из рядов своих вооруженных сил или полиции и завербовался служить в украинскую армию ради заработка. Представители этих стран в своем желании воевать за Украину не встречают никаких препятствий со стороны собственных правительств, а их вербовка ведется украинскими посольствами на континенте фактически открыто.
Выступая от имени всей Латинской Америки, карту миротворца попытался разыграть президент Бразилии Лула да Силва. Но «мирный латиноамериканский план», по сути, оказался схож с китайским, и просто в силу его содержания не может быть принят РФ. Достаточно сказать, что в нем предусматривается возвращение Украине Крыма и всей территории, занятой российской армией с февраля 2022 года. Наверняка о том, что этот единый латиноамериканский мирный план по Украине был изначально неприемлем для РФ, было известно и президенту Бразилии, и тем, с кем он предварительно консультировался.
Россия на словах выразила благодарность бразильскому лидеру за его миротворческие усилия, но совершенно очевидно: никакими дипломатическими инициативами, да еще выдвигаемыми государствами Латинской Америки, конфликт между Москвой и Киевом не разрешить. И здесь, соперничая со своим огромным соседом по континенту, украинскую тему решил перехватить новый президент Аргентины. Он считает, что с помощью Соединенных Штатов (не исключено, что бурную деятельность на киевском направлении Милей развил после консультаций с Вашингтоном) Украина должна получить максимальную поддержку. А странам Латиноамериканского континента необходимо сыграть в этом деле свою важную роль.
Разумеется, на предполагаемый саммит «друзей Украины» в Аргентине можно будет пригласить руководителей как минимум десятка государств континента, а также лично украинского президента. Но реально помочь ему как аргентинские «друзья», так и другие ближайшие соседи Буэнос-Айреса могут в лучшем случае лишь чисто символически. Они не располагают ни крупными запасами вооружений и техники, ни свободными финансовыми ресурсами.
С другой стороны, бурная деятельность Милея в отношении Украины наносит России немалый внешнеполитический ущерб, и это то, с чем Москве надо не только считаться, но и бороться. Тем более что аргентинский президент в ближайшее время намеревается лично посетить Киев (чем он хуже европейских и североамериканских лидеров?) и выразить свою поддержку украинским властям со стороны своего правительства.