Талибы считают, что главный жизненный экзамен ребенок должен сдавать автоматом. Фото Reuters
Приход к власти в Афганистане движения «Талибан» (запрещено в РФ, признано террористической организацией) наложил отпечаток на все сферы жизни. Наибольшим образом от влияния радикальных исламистов пострадали сферы государственного управления и образования.
Руководство талибов стало назначать членов движения министрами и главами государственных учреждений. Это решение вызвало широкую критику среди населения, которое обвинило «Талибан» в найме неквалифицированных и необразованных кадров на ключевые посты в правительстве. В качестве ответа на эту критику руководство движения объявило 20 января, что будет предоставлять выпускникам медресе или исламских семинарий эквивалент аттестатов средней школы и университетских степеней. Афганские ученые и преподаватели считают, что тем самым «Талибан» пытается проложить путь своим членам и сторонникам к доминированию в правительственных структурах.
В Министерстве образования непризнанного государства талибов заявили, что ученики медресе, прошедшие шесть лет обучения, получат эквивалент аттестатов средней школы. Окончившим восьмилетнее образование будет присвоена степень «бакалавра», а тем, кто получил 11-летнее религиозное образование, после прохождения тестирования будет присвоена степень «магистра».
Этот шаг, вероятно, приведет к тому, что десятки тысяч выпускников медресе получат формальную квалификацию, которая ограничивается исламским правом и законами шариата. Руководство «Талибана» заявило, что в настоящее время проводит экзамены по всему Афганистану. Ожидается, что по их результатам около 50 тыс. учеников медресе получат новые дипломы и степени.
С тех пор как движение вернулось к власти в 2021 году, тысячи государственных служащих, работавших на поддерживаемое Западом афганское правительство, продолжили получать зарплату от правительства талибов, но были вынуждены подписать соглашения о том, что будут неукоснительно соблюдать законы шариата или пройдут тестирование на знание исламского права. Сейчас в правительстве «Талибана» доминируют священнослужители, которым не хватает практического управленческого опыта и экспертных знаний, что, по мнению аналитиков, усугубляет и без того тяжелый экономический кризис в стране.
При предыдущем афганском правительстве медресе часто носили характер неформальных учреждений и предлагали религиозное образование детям, в основном из бедных общин. Однако после прихода к власти руководство талибов пересмотрело систему образования. Множество светских школ, государственных университетов и центров профессиональной подготовки были трансформированы в исламские семинарии, что привело к резкому увеличению числа медресе.
Руководство движения пообещало изменить национальную учебную программу и построить обширную сеть медресе во всех 34 провинциях. Согласно неофициальной информации, также планируется открыть категорию специальных медресе, образование в которых будет сфокусировано на джихаде и защите режима «Талибана».
Между тем сотни университетских профессоров и школьных учителей были уволены или покинули страну, а девочкам-подросткам и женщинам закрыли доступ к среднему и высшему образованию. Преподаватели считают, что «Талибан» стремится искоренить все формы светского образования, которые процветали в Афганистане в период республики. В апреле 2022 года Нурулла Мунир, глава Министерства образования «Талибана», заявил о намерении открыть до 10 новых медресе в каждом районе страны, объяснив это тем, что «религиозные науки должны и дальше преподаваться афганскому обществу», и призвал школьных учителей развивать «исламскую веру» своих учеников.
После прихода к власти талибов в Афганистане было открыто 15 тыс. медресе, и в них было набрано не менее 100 тыс. учителей. По данным замминистра образования «Талибана», в августе 2023 года число учеников, обучающихся в медресе по всей стране, составляло 339 950 человек, в их числе 95 662 девушки. По словам представителя Минобразования Мансора Ахмада, образование девушек в государственных медресе не ограничено по возрасту. Напротив, они должны быть записаны в классы, соответствующие их возрасту. Однако глава Миссии ООН по содействию Афганистану Роза Отунбаева выразила обеспокоенность по поводу неясности того, что представляют собой современные медресе талибов, существует ли в них стандартизированная учебная программа, допускающая современные предметы, и сколько девочек может учиться в подобных заведениях.
Понятно, что для управления государственными учреждениями необходима современная образовательная база, которую медресе объективно не в состоянии обеспечить. Такой образовательный подход не позволяет дать ни женщинам, ни мужчинам навыки, необходимые для активного участия в экономике. По сути, такая трансформация среднего и высшего образования в Афганистане представляет серьезную угрозу прогрессу и развитию.
В течение 2023 года «Талибан» неустанно пытался воплотить то, что его руководство называет «системой исламского образования». Если нынешняя ситуация сохранится, школы и университеты, построенные при поддержке международного сообщества за последние два десятилетия, будут преобразованы в религиозные медресе, что повлечет за собой идеологическую обработку и радикализацию учеников. К сожалению, при таком сценарии новые поколения афганцев будут воспитаны на основе радикальной интерпретации ислама. Иными словами, они станут в большей степени подвержены экстремистским идеям и вербовке в террористические организации.
С момента своего прихода к власти талибы не проявляли признаков терпимости даже к минимальной академической свободе в учебных заведениях Афганистана. Скорее они создавали атмосферу страха и террора, в которой учителям и профессорам не остается другого выбора, кроме как уволиться или вовсе покинуть страну. Большое количество афганских учебных заведений, включая частные школы и центры обучения, уже закрыто. Таким образом действия «Талибана» поставили национальную систему образования на грань коллапса.