0
7017
Газета Я так вижу Интернет-версия

01.04.2024 17:19:00

Как Независимый Казахстан помогает другим странам в рамках ООН

За годы Независимости республика прошла путь от получателя помощи до международного донора, входящего в число стран с уровнем доходов выше среднего

Аркен Арыстанов

Об авторе: Арыстанов Аркен Кенесбекович - Председатель правления Казахстанского агентства международного развития «KazAID», доктор экономических наук.

Тэги: казахстан, оон, международные отношения, брикс, шос, политика, экономика, KazAID


казахстан, оон, международные отношения, брикс, шос, политика, экономика, KazAID Фото пресс-служба KazAID

Одна из центральных задач Организации Объединённых Наций – содействие обеспечению более высоких стандартов жизни, полной занятости и условий для социально-экономического прогресса и развития.

С решением этих вопросов связано 70 процентов деятельности системы ООН. Мотивом служит вера в то, что искоренение нищеты и повсеместное повышение уровня благосостояния людей – необходимые шаги на пути к созданию условий для обеспечения прочного мира во всем мире. Приоритетная задача авторитетной международной организации, определённая в рамках Официальной помощи в целях развития (ОПР), – это содействие социально-экономическому прогрессу в развивающихся странах (на территории которых проживает 80% населения земного шара) через специально созданные государственные структуры и международные организации.

За годы независимости Республика Казахстан прошла путь от реципиента ОПР до международного донора, помогающего другим странам. Уже в 2006 году Казахстан, по данным Всемирного банка, вошёл в число стран с уровнем доходов выше среднего, перестал получать большую часть международной помощи и перешёл в категорию потенциальных доноров.

В том же году вырос вклад республики в оказание экономической поддержки другим странам. Статистика ООН свидетельствует, что в период с 2006 по 2023 гг. валовый объём помощи иностранным государствам составил порядка 600 млн долларов. Что, безусловно, получило высокую оценку на международной арене. Усилия Астаны в оказании официальной помощи развития получили признание со стороны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где Казахстан с 2015 года имеет статус «приглашённого» в Комитете содействия развитию.

Политика Республики Казахстан в сфере ОПР основывается на международных нормах и принципах сотрудничества в области развития. Эти нормы установлены Парижской декларацией по повышению эффективности внешней помощи (2005 год), Аккрской программой действий (2008 год) и Пусанским итоговым документом (2011 год). В итоговом документе, на форуме высокого уровня по эффективности ОПР в Пусане, была подтверждена важность участия «новых доноров» из числа динамично развивающихся переходных экономик в оказании помощи развитию и признана важность многообразия и гибкости её форм.

Один из наиболее эффективных механизмов по обмену опытом, знаниями и технологиями партнёрства в целях развития – это участие страны в мероприятиях на глобальных и региональных платформах и форумах. Мы видим активную позицию и инициативы Казахстана, которые президент страны Касым-Жомарт Токаев предлагает с трибун ООН, БРИКС, ШОС, ОДКБ, Совещания по мерам безопасности и доверия в Азии и ряда других. Активная позиция страны и её президента вносят значительный вклад в международные усилия по оказанию помощи развитию для решения водно-энергетических и экологических проблем, цифровизации, повышения образовательного и кадрового потенциала, обеспечению продовольственной и экологической безопасности.

В центральноазиатских государствах, включая Казахстан, традиционные страны-доноры и многосторонние организации реализуют программы в рамках трёхстороннего сотрудничества. Это подразумевает налаживание по инициативе государств Юга партнёрских связей между двумя или более развивающимися странами при поддержке развитых государств и многосторонних организаций для реализации программ и проектов сотрудничества в целях развития.

Повестка дня ООН в области устойчивого развития – это всеобщий призыв к действиям по искоренению нищеты, обеспечению защиты нашей планеты, повышению качества жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире. 17 целей, изложенных в документе, были утверждены всеми государствами–членами ООН в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой сформулирован 15-летний план по их достижению.

В этом контексте официальная помощь развитию определяется в качестве важного инструмента внешней политики нашей страны, возможности демонстрировать ответственность и готовность внести вклад в решение международных проблем, а также стать ответственным участником процесса миростроительства.

Казахстан активно реализует проекты как по линии двустороннего сотрудничества с центральноазиатскими странами, так и многостороннего – с региональными и глобальными международными организациями. Выбор географических приоритетов организации Официальной помощи в целях развития на практике зависит от региональной ситуации, мировой повестки в сфере содействия развитию и имеющихся возможностей страны-донора.

Учитывая эти критерии, а также существующие вызовы в центральноазиатском регионе, связанные с социально-экономическими проблемами, угрозами религиозного экстремизма, межэтнических конфликтов и организованной преступности, географический фокус Казахстана в оказании помощи развитию сосредоточен странах Центральной Азии и Афганистане. При этом успешными стали также двусторонние форматы проектов в Кыргызстане, Таджикистане и Афганистане.

Намного шире опыт участия Казахстана в международных проектах помощи развитию под эгидой ООН посредством добровольных взносов и участия в трастовых фондах, включая проекты в области экологии, народонаселения, здравоохранения, прав женщин, помощи странам, не имеющим выхода к морю, борьбы с наркотиками и др.

Активом, которым сегодня Казахстан может поделиться с соседями по региону, являются технологии и практический опыт, приобретённые в ходе политической и социально-экономической трансформации. В этой связи особый акцент политики Казахстана в области помощи развитию делается на обучении, передаче знаний и обмене опытом. Это позволяет нашей стране оказать содействие в поддержании устойчивого развития стран-партнёров и предложить им приемлемые решения для улучшения качества жизни их граждан.

Законодательство Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию основывается на положениях Конституции страны и соответствующих нормативно-правовых актах. Создание правовой базы, регламентирующей механизмы казахстанской ОПР, виды и принципы финансового планирования, требования к её оказанию, порядок технического сопровождения и последующего мониторинга, закрепление координирующей роли Министерства иностранных дел, заложили необходимые рамочные условия для осуществления программ и проектов различных видов помощи.

Сотрудничество в целях развития

Важным этапом в реализации национальной политики по сотрудничеству в целях развития стало создание в 2020 году по решению правительства оператора в сфере официальной помощи развитию. «Казахстанское агентство международного развития «KazAID», некоммерческое акционерное общество, является подведомственной организацией Министерства иностранных дел РК. На Агентство возложена задача практической реализации основных направлений Официальной помощи в целях развития (ОПР). Для этого проводятся мероприятия (семинары, круглые столы, экспертные встречи и др.), где определяется тематика технической помощи, организация статистического учёта в сфере ОПР, сбор проектных предложений от государственных органов, а также мониторинг и оценка проектов. Деятельность Агентства предусматривает обмен опытом и знаниями: изучение лучших мировых практик и международных стандартов в области оказания помощи развивающимся странам для внедрения их в свою деятельность и повышения эффективности реализуемых проектов. Кроме того, координацию усилий: работу в тесном контакте с другими донорами, международными организациями и странами-партнёрами, во избежание дублирования усилий и распределения ресурсов наиболее оптимальным образом.

Также предполагается совместная реализация проектов: вовлечение международных организаций и других доноров в совместную реализацию программ и проектов для объединения компетенции и ресурсов для достижения наилучших результатов.

Для определения их эффективности, выявления возможностей по улучшению и определению дальнейших приоритетов в рамках ОПР осуществляется мониторинг и оценка сотрудничества с партнёрами по результатам реализуемых проектов.

Основные сектора деятельности Агентства KazAID включают в себя образование, здравоохранение, госуправление, цифровизацию, управление природными ресурсами и защиту окружающей среды.

В области образования KazAID поддерживает проекты, направленные на повышение качества и доступности образования, содействуют развитию профессиональных навыков и укреплению институтов образования в странах-получателях помощи.

В сфере цифровизации KazAID поддерживает инициативы по внедрению цифровых технологий в различных секторах с тем, чтобы стимулировать инновационный рост, повышение конкурентоспособности и качество жизни населения в странах-получателях.

Ещё одно стратегическое направление – управление природными ресурсами. KazAID содействует рациональному использованию и охране природных ресурсов, поддержке устойчивого управления водными, лесными и минеральными ресурсами, а также повышению экологического образования и осведомлённости населения.

На сегодняшний день в рамках секторальной деятельности KazAID разработаны и реализуются две программы. Это – программа «Достык», нацеленная на повышение квалификации молодых лидеров из стран Центральной Азии. Её участники получат знания и опыт в области цифровизации и дипломатии. Программа включает в себя также участие в международных форумах, проводимых в Казахстане, возможность посещения мастер-классов с известными экспертами.

Вторая программа – «Авиценна» – предоставляет возможность академического обмена студентов медицинских специальностей.

Агентством также проводится активная работа по расширению партнёрских связей, разработке программ и проектов с донорскими организациями в двустороннем и многостороннем форматах, а также по разработке и реализации в регионе перспективных проектов с использованием механизмов «трёхстороннего» сотрудничества.

В рамках Плана действий на 2022–2025 годы по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития на Агентство возложена реализация «Дорожной карты ОЭСР и KazAID по развитию системы ОПР в Казахстане на 2023-2025 годы».

Сегодня Казахстан обладает определёнными преимуществами для содействия решению ряда как ключевых общерегиональных проблем, так и конкретных проблем развития государств-партнёров. Формы и направления казахстанской помощи развитию соответствуют интересам, потребностям и специфике стран-партнёров, а концептуально-правовая база ОПР отражает позицию и приоритеты страны в корреляции с Целями устойчивого развития.

Арыстанов Аркен Кенесбекович - Председатель правления Казахстанского агентства международного развития «KazAID», доктор экономических наук.

Окончил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Владеет английским и французским языками. Ранее занимал должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Республике Сингапур, Новой Зеландии и Австралии (2019-2022). Имеет большой опыт в финансовом, корпоративном и государственном секторах. Работал на различных должностях в Национальном агентстве по иностранным инвестициям при Министерстве экономики Республики Казахстан, в Алматинском торгово-финансовом банке, Народном сберегательном банке Казахстана и АО «Казпочта». Возглавлял Агентство РК по регулированию РФЦА.Награждён орденами “Құрмет” и “Парасат”. Имеет более 30 научных публикаций. Проходил обучение по программе JICA в Японии.


Читайте также


В Берлине началась охота на "Альтернативу для Германии"

В Берлине началась охота на "Альтернативу для Германии"

Олег Никифоров

Правых популистов хотят убрать с политической сцены ФРГ

0
490
Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Наталья Приходко

В отличие от полномочий Верховной рады продление полномочий президента не предусмотрено Конституцией Украины

0
477
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
924
Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Михаил Сергеев

Может повториться сценарий 90-х годов

0
2563

Другие новости