0
2915
Газета Я так вижу Интернет-версия

23.10.2024 19:39:00

Каким был американский Орбан

В США умер продававший "Ладу" в Европе бизнесмен

Александр Братерский

Об авторе: Александр Валентинович Братерский – журналист-международник.

Тэги: фрэнк антон орбан третий, некролог, ссср, бизнес, автомобили


frank-t.jpg
Фото wikipedia.org
На 80-м году жизни скончался Фрэнк Антон Орбан Третий, в прошлом топ-менеджер компании, продававшей советские автомобили в Европе, а впоследствии участник переговоров по контролю над вооружениями. Он был сотрудником американской компании SATRA, крупнейшего дистрибьютера советских автомобилей в Европе. О смерти бизнесмена и чиновника Госдепа США в администрации Рональда Рейгана сообщили его близкие.

Однофамилец известного венгерского «друга» России Орбан тоже был человеком, которому была не чужда симпатия к нашей стране. Благодаря разрядке с СССР в 1970-е годы компания SATRA, где Фрэнк занимал высокий пост, смогла продать в странах Европы несколько тысяч автомобилей «Лада». Машины пользовались спросом у покупателей среднего достатка из-за бюджетной цены. Первоначально компания занималась продажей на Западе советских металлов, медицинского оборудования и даже сельскохозяйственной техники. По иронии судьбы страна, закупавшая зерно в США, делала неплохую по тем временам сельхозтехнику, в основном тракторы.

«Лада» пользовалась популярностью из-за прочной стали, которой в СССР не жалели. «У Советов была качественная сталь», – вспоминал бизнесмен.

Принимая меня в своем гостеприимном доме в Ланкастере, штат Пенсильвания, Фрэнк Орбан мог часами рассказывать о чудачествах советских экспортеров, однажды приславших машины лишь белого цвета. Но не забывал отмечать профессиональные качества советских инженеров, которые легко находили общий язык с британскими и немецкими коллегами.

Фрэнк также любил рассказывать, что тогдашний вице-президент «Автоэкспорта» Виктор Кинжалов, с которым он подружился, учил его премудростям ведения бизнеса в советской системе. Правда, убедить начальство в необходимости доработать те или иные узлы для западного рынка было при советской плановой экономике практически невозможно, говорил Орбан.

На рекламу автомобилей советская сторона выделяла скудный бюджет, однако маркетологи SATRA прибегли к нестандартному ходу: опубликовали в нескольких иллюстрированных журналах стильный черно-белый купон, который позволял приобрести «Ладу» со скидкой.

Кроме СССР Фрэнк сотрудничал с другими странами Восточной Европы, и главным образом с Югославией. Ведя бизнес с Белградом, он продавал в США автомобили Yugo, популярные у небогатых американцев и студенческой молодежи.

В самих США советские машины не продавались, так как не слишком соответствовали американским стандартам, однако это не мешало предпринимателю продавать в США советские тракторы «Беларусь». «Брали их неплохо, но была одна проблема – профсоюзы были настроены очень антикоммунистически и часто разбивали их», – рассказывал Орбан.

Не испытывая особых симпатий к советскому коммунизму, Орбан, как и многие предприниматели времен разрядки, искал прагматических отношений с СССР. Юрист по образованию, он работал во многих международных компаниях, таких как фирма Руперта Мэрдока News Corp, которая также искала возможности бизнеса с Советами.

Наличие связей с СССР привело Орбана на государственную службу. В качестве сотрудника Госдепа США он участвовал в переговорах с советской стороной о контроле над вооружениями в Женеве. Переговоры были сложными, но, чтобы разрядить обстановку, обаятельный Фрэнк придумал перевести на русский и подарить членам советской делегации роман Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем». Советским переговорщикам книга понравилась – один из экземпляров читал в перерывах между переговорами даже маршал Сергей Ахромеев.

«Хотя атмосфера между странами была еще ужасная, атмосфера за столом переговоров была дружеская, и все друг друга уважали за профессионализм. Все были очень френдли», – вспоминает дипломат Виктор Мизин, который поддерживал многолетние связи с Фрэнком.

Отойдя от дел, Орбан не терял связей с Россией, поддерживая отношения с многочисленными друзьями в Москве, которым он посылал интересные статьи о России из американской прессы. Он верил в улучшение отношений между странами. «Россия получит больше выгоды от сотрудничества с США, чем от попыток утвердить себя в качестве великой имперской державы», – писал он в одном из писем.

Вместе с супругой Анной Фрэнк нередко приезжал в Россию. Путешествовал по небольшим городам, отмечая положительные и отрицательные стороны русской жизни. В отличие от нового большого друга России Карсона Такера, восхищавшегося московскими супермаркетами, Фрэнк интересовался прежде всего людьми, предпринимателями из разных уголков страны. Возможно, кто-то из них был потомком тех самых инженеров, старавшихся делать неплохие машины даже при плановой экономике.

Сейчас, когда его больше нет, могу сказать одно. Фрэнк несомненно был одним из тех, кто играл огромную роль в установлении деловых и дружеских контактов между нашими странами.

«Это был профессионал, который очень любил Россию», – говорит об Орбане Мизин. Cегодня, когда в друзьях у нас в основном ушедшие в тираж американские звезды, хотелось бы больше профессионалов. 


Читайте также


Бизнес-мечтатели не учитывают "смертность" предприятий

Бизнес-мечтатели не учитывают "смертность" предприятий

Анастасия Башкатова

Россияне грезят о красивой жизни, собственном жилье и свободе от работодателя

0
3409
Цены на жилье все меньше зависят от затрат на стройматериалы

Цены на жилье все меньше зависят от затрат на стройматериалы

Виталий Барсуков

Эксперты опровергли один из главных тезисов застройщиков

0
1589
Совет Федерации примерил роль штаба по развитию Сибири

Совет Федерации примерил роль штаба по развитию Сибири

Владимир Полканов

Сенаторы выслушали предложения властей и бизнеса по решению ключевых проблем макрорегиона

0
2108
Российские углеродные единицы нашли иностранных покупателей

Российские углеродные единицы нашли иностранных покупателей

Владимир Полканов

Состоялась первая международная сделка по результатам отечественного климатического проекта

0
1539

Другие новости