Доклад Игоря Сечина на XVII Веронском евразийском экономическом форуме отразил суть процессов, происходящих в мировом топливно-энергетическом комплексе в последние годы. Заложенная в 1970-х годах мировая система торговли энергоресурсами, основанная на принципах биржевой торговли и долларе как валюте платежей и валюте значений индексов, подошла к концу. Активные попытки в последние годы монетизировать защиту окружающей среды стали агонией западного мира и нефтедолларовой системы в попытках сохранить свое неестественное неконкурентное положение. По сути, за счет изменения качества жизни людей финансовый спекулятивный капитал Запада хочет сохранить свое влияние. Однако и научные исследования, и факты, и оценки экспертов свидетельствуют о том, что процесс изменений необратим.
Вопрос, скорее, даже не в мировой долларовой системе и торговле энергоресурсами, а гораздо глубже. Как сказал Игорь Сечин в начале своего доклада, «сегодня уже очевидно, что США не смогли реализовать взятые на себя полномочия лидера и не обеспечили необходимые условия для поддержания справедливого миропорядка. Очевидно также, что Америка допустила утрату лидерства в научно-технологической, промышленной и финансовой сферах, что еще 20-30 лет назад сложно было себе представить». США теряют свое лидерство и всеми возможными методами пытаются его сохранить. Причем, если финансовую систему они через доллар контролируют, то для утверждения своего положения как мирового гегемона они хотят контролировать и воздух, и воду. Приключения Чипполино становятся не сказкой, а инструкцией по применению.
Преимущество использования ископаемого топлива подтверждается фундаментальными научными исследованиями, причем, проведенными не в рамках капиталистического строя, а в рамках работы советской науки, когда задача максимизации прибыли и функционирования спекулятивного капитала не стояла. Развивая исследования великого русского ученого Петра Леонидовича Капицы, эксперты «МакКинзи» и ученые западных университетов подтвердили, что ископаемое топливо также обладает высокой плотностью потока энергии. По этому показателю дизель превосходит водород почти в 30 раз, а газ превосходит ветровую и солнечную энергию в 270 и 70 раз, соответственно.
Благодаря этим свойствам, как верно отметил глава «Роснефти», использование ископаемого топлива даёт гораздо более высокую эффективность инвестиций, измеренную в единицах энергии. По этому показателю угольные и газовые электростанции (энергоотдача от инвестиций - 30 и 28 раз) оказываются более чем в 10 раз эффективнее субсидируемой ветряной и солнечной электроэнергетики (энергоотдача от инвестиций - примерно 4 и 2 раза).
Как и переход на биржевую форму торговли, «зеленый» энергопереход, даже его необходимость, как говорилось, не имеет фундаментального научного обоснования. Все решения принимаются политиками исходя из сиюминутных интересов, более того, интересов граждан запада или участников финансового сектора, но никак не всего населения планеты. Электромобилизация как процесс замещения потребления ископаемого топлива не можеть быть панацеей в борьбе с изменениями климата (если они есть) и улучшением качества жизни через улучшение качества окружающей среды человека. Производство тех же автомобилей сопряжено с огромными выбросами. Самый яркий пример — добыча редкоземельных металлов, когда на несколько граммов необходимого материала идет в отвал от 2 до 10 тонн руды, смешанной с опасными веществами, использовавшимися при извлечении редкоземов.
Все это подтверждается научными разработками и тезисами доклада главы «Роснефти». «Принято считать, что электрификация транспорта может значительно затормозить изменение климата, поскольку на транспорт приходится более 20% всех выбросов углекислого газа, производимых мировой энергосистемой. Однако при расчете экономии выбросов следует учитывать, в том числе и те из них, которые возникают при производстве автомобилей и их комплектующих.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день уровень выбросов при производстве электромобиля на 35-50% превышает выбросы при производстве автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (двигатель внутреннего сгорания). Основная разница в выбросах приходится на производство аккумуляторной батареи, а также стали и алюминия. Для достижения углеродных целей Парижского соглашения необходимо сократить выбросы производственной цепочки электромобилей на 81% к 2032 году, что просто исключено», говорил в своем докладе Игорь Сечин.
В целом, влияние антропогенного фактора значительно преувеличено не столько в современной науке, сколько в политике. За последние пару веков человек настолько начал преображать деятельность природы, что стал считать себя творцом всего сущего. Это и есть ключевая ошибка современной западной цивилизации. Считая себя преемницей римской и греческой цивилизаций, западные философы и политики продолжают мыслить категориями «избранных людей», которые вершат судьбы всего мира и влияют уже на физические и химические процессы. Не слишком ли много на себя берут?
Игорь Сечин отметил работу американского физика, лауреата Нобелевской премии Джона Клаузера, который в своем недавнем докладе о влиянии облаков на климат Земли объясняет, что сила действия естественных механизмов терморегуляции Земли благодаря облакам (чистый эффект отрицательной обратной связи составляет от 7 до -14 Вт/м2/oС) в разы превосходит оценку сторонников антропогенной теории изменения климата (чистый эффект отрицательной обратной связи равен -1 Вт/м2/oС) и намного превышает эффект парниковых газов. «Таким образом, средний вклад антропогенного воздействия на климат составляет десятую часть от влияния естественных механизмов терморегуляции Земли», отметил глава «Роснефти».
Ключевым вопросом энергоперехода является необходимость появления новых мощностей по генерации электроэнергии. «Например, для достижения поставленных целей к 2050 году необходимо в 10 раз увеличить мощности низкоуглеродной электрогенерации до 35 тераватт, что в четыре с лишним раза превышает всю установленную мощность мировой энергосистемы на настоящий момент, отмечает в докладе И. Сечин. Одновременно возникает вопрос не только генерации, но и создания и надежности сетей для передачи такого количества электроэнергии.
Генерация электроэнергии первично создается для электромобильной отрасли, которую считают новым локомотивом западного общества потребления. Факты и данные рынка показывают обратные тенденции. Буму на электромобили на Западе приходит конец: из-за отсутствия спроса ведущие производители вынуждены продавать себе в убыток, а в США стоимость подержанного электромобиля менее чем за два года снизилась на 25%.
Причина этого в том, что создание дополнительной генерации, сетей и зарядной инфраструктуры не синхронизируется с электрификацией автопарка и это уже превратилось в головную боль для владельцев электромобилей. В будущем новые электромобили будут конкурировать за доступ к электроэнергии с центрами обработки данных, которым уже к 2030 году потребуется более одной тысячи тераватт-часов электричества.
Дополнительным значительным вызовом должен стать перевод на электричество грузового, воздушного и водного транспорта. Для достижения целей энергоперехода к 2050 году количество грузовых электромобилей должно будет вырасти более чем в 100 раз до 40 с лишним миллионов. Вряд ли это реально.
Необходимо подвести итог. Основной целью любой деятельности должно быть повышение качества жизни человека. Это, кстати, прописано в целях устойчивого развития ООН, на которые в том числе ссылаются западные аналитики и политики. И в первых строках этих целей — повышение качества жизни человека и упрощение доступа к энергии и воде. О квотах на углерод, торговле воздухом и переходе на электромобили в принципах не говорится ни слова.
Современная энергетическая система базируется на ископаемом топливе, на долю которого приходится более 80% всей потребляемой первичной энергии.
Простые факты от Игоря Сечина: «Именно благодаря ископаемому топливу глобальная энергетическая система стала основой современной жизни. За последние 200 лет использование углеводородов сделало энергию более доступной, что, в свою очередь, наряду c улучшениями в сфере здравоохранения и питания человека привело к увеличению продолжительности жизни с 30 до 70 лет, а доля населения планеты, живущего в крайней нищете, сократилась с 90% до 10%.
В среднем человек потребляет энергию, эквивалентную 800 кг нефтяного эквивалента в год.
95% всех товаров высокого передела производится с использованием продуктов переработки нефти и газа. На сегодняшний день в мире работают более 60 000 электростанций, обеспечивающие энергией более шести миллиардов людей. По дорогам нашей планеты ежедневно проезжают полтора миллиарда автомобилей, 98% которых работает на традиционых видах топлива.»
Если мы хотим вернуть человечество в каменный век, то «зеленый» переход на сегодня является самой прямой и короткой дорогой. Однако человеческая цивилизация выросла благодаря тому, что люди научились мыслить. Пора уже остановиться и подумать. Да, в данном случае, «типа «лучшее» - враг и убийца «хорошего».
комментарии(0)