Миротворцы Африканского союза в отличие от миротворцев ООН успешно справляются со своими задачами во многом потому, что имеют право стрелять не только в целях самообороны. Фото Reuters
Поисками выхода из тупика российско-украинского конфликта занимаются сегодня политики, аналитики и прочие мудрецы всех континентов. Однако околотупиковая ситуация на фронте грозит увести конфликт далеко за горизонт реального будущего.
В дикой природе такую же ситуацию автору доводилось видеть в Восточной Африке. Она возникает на берегу между гигантскими черепахами. При встрече на противоположных направлениях на проложенных человеком узких тропах разойтись здесь они не могут и месяцами вплоть до своей естественной смерти от жажды лежат напротив друг друга. Помогают им по старой традиции проложившие эти тропы местные крестьяне, растаскивая их в стороны (в пищу их здесь не употребляют, а иногда держат на своих участках в виде живой «садовой мебели»). Дело это, кстати, не из легких – 100-килограммовую черепаху надо слегка приподнять и оттащить на полметра.
Ситуация в Украине со стороны многим кажется безвыходной. Упорство и несгибаемость сторон не сулят ничего хорошего – конфликт может уйти в категорию вечных. Сегодня необходимость «приподнять» и развести в стороны его участников, не употребив их при этом, так сказать, в пищу, а затем немного приглядеть за ними тоже должны какие-то внешние силы. Весь вопрос в том, какие именно. К тому же пока согласия на третейский арбитраж участники конфликта особо не дают – стоять насмерть кажется проще и как-то привычнее. Правда, в последние недели некие осторожные намеки на изменение ситуации все-таки появились. Более-менее ясен план Дональда Трампа – заморозить конфликт по состоянию на сегодня (это не нравится Киеву), затем ввести на всю территорию конфликта миротворцев европейских стран (это уже не устраивает Москву).
Но кто сказал, что миротворцы должны представлять исключительно европейские державы? Как известно, немалый опыт на этой стезе накопили в последние десятилетия африканцы. Некоторые из многочисленных конфликтов, годами разрывавших Африканский континент, силами внутренних африканских миротворцев были прекращены.
Под эгидой Африканского союза созданы собственные миротворческие формирования. Дело у них быстро пошло на лад. За последние два десятилетия Африканский миротворческий корпус накопил достаточный опыт в горячих точках континента, где ситуация складывалась не менее трагически, чем у нас.
Контингент африканских миротворцев – это не просто несколько подразделений. Скажем, в Сомали их численность превышала 29 тыс. При этом в отличие от миротворцев ООН, не имеющих, да и не желающих иметь мандат на применение вооруженной силы (они могут открывать огонь только в целях самообороны), африканские миротворцы действуют куда как решительнее, немедленно вступая в боевые действия, иногда сразу против двух сторон конфликта, с целью прекращения огня. В Сомали, например, против группировки «Аш-Шабаб» (запрещена в РФ) ими использовался принцип «не стреляй – не убьем». Нарушители соглашений о прекращении огня выслеживались и убивались на месте. Тактика принесла успех: желающих стрелять больше не было и конфликт постепенно затух, все разошлись по домам, несмотря на крайнюю степень взаимной ненависти. Примерно так же действовали африканские миротворцы в Дарфуре, Конго, Бурунди. Конфликты с жертвами среди военных и мирных граждан были в итоге более-менее остановлены. Знакомый нам процесс перемалывания друг друга прекращался.
Может быть, есть смысл опробовать африканский специальный опыт и за пределами континента? Тут, конечно, есть свои тонкости, но отвергать участие африканцев России сегодня как-то совсем не к лицу – ведь африканское направление считается сегодня чуть ли не приоритетным в нашей внешней политике. В Москве говорилось об этом не раз. У Украины тоже не получится возразить, если инициатором соответствующей договоренности выступит, скажем, Европейский союз – один из главных спонсоров Киева. Он же может и привлечь африканцев. Они по идее тоже должны согласиться – ведь большинство миротворческих операций Африканского союза оплачивается именно Евросоюзом.
Выглядит задумка довольно экзотично. Но раз повлиять на участников конфликта обычными методами не удается, почему бы не попробовать и «экспериментальные»? Без них, похоже, лихо завязанные узлы конфликта не разрубить.