0
6012
Газета Я так вижу Интернет-версия

14.05.2025 18:12:00

Как учебный предмет назовешь, так к нему и относиться будут

Эволюция "Технологий" в "Труд" и далее – в "Основы производства"

Владимир Семенихин

Об авторе: Владимир Петрович Семенихин – бывший старший преподаватель Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.

Тэги: школа, трудовое обучение, учебные предметы, технологии, труд, основы производства


школа, трудовое обучение, учебные предметы, технологии, труд, основы производства Несмотря на недостатки, которые были в организации уроков и оснащении рабочих мест, большинство мальчишек любили уроки труда. Фото РИА Новости

С 1 сентября 2024 года в школах вместо учебного предмета «Технологии» стали преподавать «Труд». Надеюсь, в ближайшее время Министерство просвещения РФ расскажет общественности, как прошел этот переход, что изменилось концептуально в преподавании этого предмета, каково его новое содержание.

Учебный год завершается. Самое время подвести итог и наметить, какие разделы и темы нуждаются в доработке.

Не менее важно узнать, какое оборудование было добавлено в бывшие кабинеты технологии и как преподавание этого предмета, «Труд», приблизилось к урокам труда, которые помнит старшее поколение россиян, а оно добрым словом вспоминает уроки труда. Особенно женская половина.

Окончив восьмой класс, все девочки умели шить простую одежду, приготовить любое блюдо. И не только. На уроках труда они изучили устройства швейных машин и приборов по обработке пищевых продуктов. Многие учителя знакомили своих учениц с основами дизайна одежды и обустройства квартиры. Я много ездил в свое время по СССР и видел, что везде кабинеты для девочек были хорошо оборудованы.

Ученицы высоко ценили эти знания и с благодарностью вспоминают своих учителей «Домоводства». К сожалению, это красивое название потом сменили на бюрократическое – «Обслуживающий труд».

С учебными мастерскими для мальчиков дело обстояло хуже. Столярные и слесарные верстаки часто были большого размера, не по возрасту, и в плохом состоянии. Впрочем, много зависело от производителя этого столярно-слесарного оборудования. Так, станки, которые выпускал «Учтехпром» РСФСР, были очень приличного качества. Правда, существовала проблема и с инструментами, особенно столярными. Поэтому многие учителя делали с мальчиками 7-х и 8-х классов инструменты, которые были значительно удобнее для учеников.

Несмотря на недостатки, которые были в организации уроков и оснащении рабочих мест, большинство мальчишек любили уроки труда. Они на собственном опыте видели, как совершенствуются их трудовые умения и расширяются знания о технике и промышленном производстве. На уроках труда, в процессе изготовления различных предметов, подростки применяли знания, полученные на уроках математики и физики.

А читать чертежи начинали с 5-го класса. Ведь процесс изготовления начинается с изучения формы и размеров предмета труда, последовательности рабочих операций по изменению заготовки до готового изделия. С первых уроков пятиклассники постигали графическую грамоту, работая по чертежам и технологическим картам. Так с годами в их сознании формировалось понимание процесса производства на предприятиях.

Уже в 5-м классе мальчишки учились работать на сверлильном станке. В старших классах, работая на токарных станках по дереву и металлу, они знакомились с их устройством, правилами техники безопасности. Параллельно изучали и различные механизмы, которые преобразуют вращательные движения в поступательные или наоборот, увеличивают или уменьшают скорость движения, увеличивают силу давления или удара. Технический и производственный кругозор учащихся расширялся при изучении свойств различных металлов и древесных материалов, при изучении устройства инструментов и приспособлений.

Работая в школьных мастерских, будущие отцы семейств успешно осваивали сложные технологические операции, проявляя упорство, преодолевая сопротивление материала, развивали творческие способности решая технические задачи, которые неизбежно возникают в процессе работы. Известно, что работа руками напрямую связана с мышлением. Именно в процессе труда шло развитие человека умелого до человека разумного.

Этот разговор я затеял не для рекламы трудового обучения, которое было в советской школе. С 2024 года в школах вновь ввели уроки труда. И это правильно, потому что все понимают, что готовить детей к трудовой деятельности надо с малых лет. Но именно поэтому очень важно, чтобы учебный предмет отражал его содержание.

Если в начальной школе такое название учебного предмета не вызывает вопросов, то название этого предмета – «Труд» в среднем звене школы считаю неправильным. В кабинетах кулинарии, по обработке тканей и в школьных мастерских мальчиков и девочек знакомят с основами промышленного производства. Поэтому и предмет надо назвать «Основы производства». Помимо более точного смыслового содержания такое название прибавит вес предмету в глазах учащихся и родителей. 


Читайте также


Кабмин готовится упростить въезд трудовым мигрантам

Кабмин готовится упростить въезд трудовым мигрантам

Ольга Соловьева

Принимать работников по правительственной квоте будут без знания русского языка

0
2356
Госдума взялась за диаспоры со всех сторон

Госдума взялась за диаспоры со всех сторон

Иван Родин

В КПРФ предлагают меры против анклавов, ЛДПР грозит бизнесу на мигрантах

0
2210
Верховный суд России расстается со Страсбургом

Верховный суд России расстается со Страсбургом

Екатерина Трифонова

В разъяснениях о назначении мер пресечения стало больше лазеек отечественного происхождения

0
2112
С комфортом по дорогам и бездорожью

С комфортом по дорогам и бездорожью

Ярослав Вилков

На выставке COMvex показали грузовики и автобусы, адаптированные для эксплуатации в сложных условиях

0
1230

Другие новости