0
5375
Газета Я так вижу Интернет-версия

23.07.2025 09:41:00

Коварная улыбка Лабубу

Почему «Газпром» стал стоить дешевле, чем китайский производитель игрушек

Валерий Андрианов

Об авторе: Валерий Валентинович Андрианов - доцент Финансового университета при Правительстве РФ.


Коллаж НГ-Online

Еще примерно десять лет назад верхние строчки мирового рейтинга Forbes прочно занимали крупнейшие нефтегазовые корпорации, уверенно обгонявшие представителей других отраслей. Однако в последние годы лидирующие позиции оккупировали цифровые гиганты, такие как Microsoft, Apple, Google, Amazon, Nvidia. Да, экономика становится все более виртуальной, и с этим приходится мириться. Но иногда рынок подкидывает нам совсем уж неожиданные сюрпризы, на которые не знаешь, как реагировать. Так, недавно российские СМИ и соцсети облетела сенсационная новость – наше «национальное» достояние, «Газпром», уступил по размеру своей капитализации (около 3 трлн рублей) китайской компании Pop Mart, производящей кукол Labubu (да-да, тех самых, зубастых, страшненьких, но сверхпопулярных).

Можно, конечно, все списать на упомянутую выше тенденцию – смещение корпораций базовых отраслей с делового Олимпа. Или же в очередной раз позлорадствовать и припомнить «Газпрому» все его прошлые грехи – будь то чрезмерные надежды на европейский рынок, трагическое опоздание с реализацией собственных СПГ-проектов или огромные нецелевые траты. Мол, сам виноват, доигрался. И вот теперь злобная Лубубу словно надсмехается над его промахами. Но только ли в ошибках самого «Газпрома» кроется проблема?

После потери европейского рынка из-за санкций «Газпром» мог бы сосредоточится на новых экспортных направлениях, прежде всего – китайском, а также продолжить газификацию России (ведь это огромный, до сих пор слабо развитый рынок). Но реализация подобных планов подразумевает строительство новой обширной инфраструктуры, а значит требует огромных инвестиций. Между тем, привлечь их при нынешней запредельной ставке Центробанка практически невозможно.

Справиться собственными силами у «Газпрома» тоже не получается – его долговая нагрузка и без того превысила фантастическую цифру в 7 трлн рублей (что эквивалентно почти четверти всего долга России). При этом размер процентных платежей по значительной части задолженности концерна не фиксирован и привязан к ключевой ставке ЦБ. Как следствие, газовый монополист вынужден тратить на обслуживание своего долга значительные средства. К тому же следует учесть, что прибыль компании сейчас формируется не за счет доходов от продажи газа, а на 50% благодаря курсовой разнице (читай – бумажная прибыль), а еще на 30% – доходами от долей в капитале энергетических компаний.

Высокая процентная ставка привела не только к тому, что национальное достояние отстало от Лабубу, последствия гораздо более печальные – как для самой компании, так и для экономики страны в целом. Из-за роста долговой нагрузки «Газпром» был вынужден отказаться от выплаты дивидендов, которые ранее служили важной статьей пополнения российской казны. Более того, сегодня «Газпром» фактически превратился из донора бюджета РФ в субсидируемую государством компанию. Чтобы хоть как-то ему помочь, правительство резко увеличивает тарифы на газ для промышленности и населения. Так, с учетом повышения в декабре 2024 года рост составил 16,5%. Но даже этого оказалось недостаточно, чтобы финансировать программу капитальных затрат, и поэтому «Газпром» предложил индексировать тарифы дважды в год. В свою очередь, рост тарифов приводит к новому витку инфляции: дорожает производство практически всех товаров, повышаются цены на них, кошельки граждан пустеют…

Безусловно, история с «Газпромом» – это лишь одна из деталей общей неприглядной картины. Высокая ставка ЦБ и дорогие кредиты делают невозможным развитие практически любого бизнеса: компании не могут брать в долг деньги на расширение, модернизацию или осуществление новых проектов. Рост ключевой ставки ударил по многим отраслям, но наиболее сильно, по оценкам экспертов, пострадали строительный сектор и металлургия (из-за сокращения поставок металлопродукции, в том числе для строительства).

В свою очередь, малый и средний бизнес сворачивает инвестиции, сокращает рабочие места, снижает зарплаты либо же просто закрывается. Так, по итогам первого полугодия 2024 года в Российской Федерации банкротами были признаны 4363 юридических лица, что на 40% больше, чем за тот же период 2023 года (тогда банкротами объявили себя 3115 компаний). А «оставшиеся в живых» компании, чтобы суметь расплатиться хотя бы по текущим кредитам с плавающей ставкой, вынуждены поднимать потребительские цены. Поэтому не стоит удивляться, что инфляция растет до небес.

Центробанк, борясь с инфляцией, держит ставку высокой и круг замыкается: бизнес по-прежнему не может взять кредиты, «Газпром» остается без инвестиций, а экономика деградирует. Иными словами, возникает эффект домино и вместо интенсивного роста мы получаем стагнацию: бизнес выживает, а не развивается, что в долгосрочной перспективе ослабляет всю экономику.

Что же нас ждет в перспективе? Пока ставка остается высокой, надежды на рост экономики иллюзорны. Поэтому нужен баланс: борьба с инфляцией не должна превращаться в убийство реального сектора. Необходимо осознать, что высокая ключевая ставка ЦБ – это не просто цифра в новостях и отчетах. Это закрытые заводы, замороженные проекты и даже куклы Лабубу, которые вдруг стали ценнее газового монополиста. А попытки «спасти» Газпром за счет повышения тарифов лишь разгоняют инфляцию, заставляя экономику крутиться в порочном круге.


Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2679
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
2119
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3609
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
1055