0
1095
Газета Я так вижу Интернет-версия

12.11.2025 16:39:00

«Города надежды» – основа развития регионов России

Создание комфортной среды проживания требует консолидации усилий бизнеса и государства

Елена Безденежных

Об авторе: Елена Степановна Безденежных – вице-президент РУСАЛа.

Тэги: русал, эн, города, экономика, политика, инфраструктура, общество, социальные проекты


100-1615121125-1-1-t.jpg
РУСАЛ наращивает участие в создании
качественной городской среды
в малых и средних городах, подчеркивает
Елена Безденежных. Фото © РУСАЛ
С 2022 года из-за геополитических противоречий и введения внешних торговых и финансовых ограничений со стороны недружественных стран в России мы наблюдаем масштабную структурную трансформацию национальной экономики. Потребность в скорейшей адаптации к новым геополитическим условиям требует углубления трансформационных процессов, в том числе выработку новых подходов к решению вопросов регионального развития, разработку и закрепление комплексных механизмов участия заинтересованных сторон в развитии городов. Несмотря на неоднородность региональной проблематики, общей проблемой для большей части регионов нашей страны является вопрос развития социальной инфраструктуры, улучшения качества городской среды в малых и средних городах.

Большие проблемы малых городов

В настоящее время в России насчитывается 240 городов с населением от 50 до 250 тыс. человек (средние города), в которых проживает 24 млн человек, и 801 город с населением до 50 тыс. человек (малые города), в которых проживает 16 млн жителей. Всего в малых и средних городах проживает порядка 25% населения всей страны. По данным ВЦИОМ города с населением до 100 тыс. человек планируют покинуть 29% их жителей трудоспособного возраста, что является огромной цифрой, свидетельствующей о ряде проблем, требующих неотложного решения.

Значительное ухудшение инфраструктуры, включая жилой фонд, ЖКХ и здравоохранение, состояния культурных и спортивных объектов привело, прежде всего, к оттоку молодежи и активной трудоспособной части населения, которые стремятся переехать в крупные агломерации в поисках более комфортных условий для жизни. С оттоком населения сталкиваются около 70% малых и средних городов. Депопуляция привела к нарастающему дефициту высококвалифицированных кадров и, как следствие, невозможности развития и масштабирования новых производств. Особенно остро это проявляется в регионах Сибири.
Вместе с тем, текущая структурная трансформация экономики может стать уникальной возможностью для ускоренного развития малых и средних городов, послужить драйвером развития промышленного и экспортного потенциала страны в целом. Развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, создание комфортной городской среды, строительство социально-значимых объектов – ключевые факторы развития малых и средних промышленных городов, которые должны стать комфортным пространством для жизни людей и ведения бизнеса.

Понимая важность решения задачи инфраструктурного развития малых и средних городов России с учетом указанных ранее трансформационных процессов, президент России Владимир Путин по итогам послания Федеральному собранию от 29 февраля 2024 года поручил определить перечень опорных населенных пунктов, включающий в себя не менее 2000 городов, городских агломераций и сельских населенных пунктов, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, обеспечив разработку, утверждение и реализацию программы по их развитию в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». Также президент России поручил определить перечень, включающий в себя не менее 200 крупных и малых городов, городских агломераций, обеспечив разработку, утверждение и реализацию мастер-планов и планов комплексного социально-экономического развития.

Законодательный пробел

Указанные поручения президента России должны предусматривать создание (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры. Это неизбежно потребует организационного и финансового участия частных (стратегических) партнеров, в качестве которых могут (и часто готовы) выступить промышленные предприятия, осуществляющие свою деятельность в малых и средних городах России («городах присутствия» компаний) и заинтересованные в развитии социальной инфраструктуры в этих городах (так называемые «якорные инвесторы»).

100-1615121125-1-2-t.jpg
Развитие социальной инфраструктуры
в поселке Таежный Красноярского края:
РУСАЛ построил поликлинику, детский сад и
новый жилой комплекс. Фото © РУСАЛ
Учитывая высокую потребность в обеспечении жителей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований доступными социальными услугами и комфортной городской средой, группа компаний РУСАЛ и Эн+ уже много лет строят и реконструируют ковидные госпитали, центры спортивных единоборств, детские сады, игровые площадки, учебные заведения, поликлиники и многое другое, став фактически стратегическим партнером власти в городах своего присутствия. Совокупный объем социальных инвестиций РУСАЛа в развитие социальной инфраструктуры за период с 2005 года составил более 27 млрд руб.

Важно учитывать, что целью реализации таких социальных проектов для нас является не получение прибыли, а достижение иного полезного эффекта: улучшение качества городской среды в промышленных городах. Для этого практически в каждом городе по нашему заказу урбанистами были разработаны концепции развития территории, которые в дальнейшем могут стать основой для мастер-планов. В настоящее время уже началось строительство социальных объектов, предусмотренных этими концепциями.
Вместе с тем, на сегодняшний день действующие механизмы привлечения средств бизнеса в строительство социальных объектов в малых и средних городах требуют расширения.

Имеющиеся инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессионного соглашения не охватывают широкого спектра социальных инвестиций, в которых предприниматели не заинтересованы в эксплуатации и извлечении прибыли из построенных и переданных городам объектов социального характера. Это делает невозможным использование данных механизмов в сферах, где имеется потребность в оказании бесплатных или частично субсидируемых для населения услуг (школы, больницы, детские сады и др.)

Предлагаемый рядом экспертов механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) имеет достаточно высокий порог входа (от 200 млн руб. в региональный проект и от 750 млн руб. в федеральный проект), не связан с эксплуатацией объектов публично-правовыми образованиями, подразумевает инвестиции в развитие крупных производств, где строительство социальной и коммунальной инфраструктуры – это сопутствующие, не основные проекты. По сути СЗПК – это инвестиции в модернизацию производств.

Необходим принципиально иной механизм, которого действующее законодательство, к сожалению, не содержит.

Механизмы социальных проектов

Для восполнения данного пробела предлагаем рассмотреть такой механизм финансового партнерства между частным инвестором и государством в лице субъекта Российской Федерации или муниципалитета, как социальный инфраструктурный контракт.
Речь идет об организации финансирования строительства социальных инфраструктурных объектов за счет частных стратегических партнеров и получении субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) готовых социальных объектов в собственность или управление с оплатой в рассрочку и без процентов. Это позволит помочь реализовать программу развития 200 городов, для которых разработаны мастер-планы комплексного социально-экономического развития. Именно такую задачу поставил президент России в своем послании Федеральному Собранию в прошлом году.

100-1615121125-1-3-t.jpg
Городской парк в Шелехове Иркутской области.
Фото © РУСАЛ
Социальный инфраструктурный контракт должен действовать на основании созданной нормативной базы. Основная цель при реализации социальных проектов – не получение прибыли, а улучшение качества городской среды и условий жизни людей на территориях присутствия бизнеса.

Данный механизм нашел свое отражение в разработанном депутатами Государственной думы проекте федерального закона «О социальных инфраструктурных контрактах». Проект активно обсуждался на площадках как Государственной думы, так и Совета Федерации, получил поддержку экспертного сообщества, но до сих пор, к сожалению, не получил консолидированной позиции на уровне правительства Российской Федерации.

Помимо решения вопроса о законодательном закреплении полноценного механизма социального инвестирования, включая разработку эффективных способов стимулирования такого инвестирования (возмещения понесенных инвестором затрат, налоговых преференций и др.), крайне важным является разработка и запуск в малых и средних городах России адекватных мер стимулирования граждан к улучшению своих жилищных условий, мер ипотечного кредитования.

Следует признать, что объемы жилищного строительства в средних и особенно малых городах России являются неудовлетворительными, а существующие меры ипотечного кредитования – не соответствующими финансовым возможностям граждан. Текущая ключевая ставка ЦБ РФ не позволяет РУСАЛу реализовывать жилищные программы для своих работников с привлечением ипотечных программ ведущих банков. Несмотря на это, компания разработала собственную программу реализации строящихся квартир с применением беспроцентной рассрочки сроком на 10 лет, что существенно облегчает сотрудникам улучшение жилищных условий. Реализация такого механизма влечет дополнительную финансовую нагрузку на компанию в размере более 28 млрд руб.
В целом РУСАЛ в рамках развития городов ответственности (Ачинск, Братск, Саяногорск, Шелехов, Тайшет и Дивногорск) реализует различные социальные проекты, в том числе масштабный проект создания комфортной среды проживания – строительство многоквартирных домов комфорт-класса «Атмосфера для жизни» для своих сотрудников. По итогу реализации указанного проекта компанией к 2032 году будет построено 278 тыс. кв. м жилой площади в количестве 4390 квартир, а также 1904 подземных машино-места.

100-1615121125-1-4-t.jpg
Построенное жилье для сотрудников
алюминиевого завода в Тайшете Иркутской области.
Фото © РУСАЛ
Для системного решения вопроса стимулирования развития ипотечного кредитования в малых и средних городах России необходима разработка на федеральном уровне специальных условий такого кредитования с низкой процентной ставкой по аналогии с «Дальневосточной ипотекой» (ипотекой под 2% годовых на жилье, расположенное на территории Дальнего Востока и Арктики). Таким решением, например, для Сибири могла бы стать «Сибирская ипотека» по ставке 3-5% годовых на покупку квартир в новостройках или строительство нового индивидуального жилого дома, с максимальным размером кредита до 10 млн руб.

«Города надежды»

Следует особо отметить, что в ходе реализации указанного выше проекта по созданию комфортной среды проживания РУСАЛ столкнулся с проблемой изношенности либо отсутствия коммунальной инфраструктуры в городах реализации строительных проектов. В первую очередь это отсутствие сетей и свободных мощностей для технологического присоединения строящихся многоквартирных домов к электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению, что привело к возникновению у компании непредвиденных затрат на технологические присоединения, которые могут доходить до 10% стоимости самого проекта.

Учитывая указанные выше трудности, с которыми мы столкнулись, для полноценной реализации задач, поставленных президентом России, мы предлагаем создать отдельную программу «Города надежды», целью которой является повышение уровня благополучия и социальной стабильности в малых и средних городах. Реализация данной инициативы позволит создать фундамент для промышленного роста и обеспечения технологического суверенитета.

Предлагаем включить 100 пилотных городов в программу, которая должна предусматривать реализацию ряда мер:

– разработку программы льготной ипотеки для «городов надежды» по аналогии с Дальневосточным федеральным округом и обеспечение ставки по кредитам на уровне не более 5%;
– включение в инвестпрограммы ответственных организаций обязательств по строительству и модернизации инфраструктуры, а также по подключению к ней строящихся объектов «городов надежды»;

100-1615121125-1-5-t.jpg
Один из Центров спортивных единоборств,
построенных РУСАЛом – в каждом бесплатно
занимаются до 400 детей. Фото © РУСАЛ 
– поддержку подключения объектов нового жилищного строительства к коммунальной инфраструктуре «городов надежды»;
– разработку нового механизма финансирования проектов строительства, капитального ремонта, реконструкции социальных и линейных объектов, а также при необходимости жилья и общежитий за счет стратегического бизнес-партнера с последующей компенсацией из бюджетов различных уровней с помощью налоговых льгот и/или денежных компенсаций, земельных участков, объектов недвижимости в соответствии с утвержденными нормативами Минстроя РФ.
Мы уже принимаем и готовы наращивать наше активное участие в создании и улучшении качества городской среды в малых и средних городах.

Уверена, что консолидация усилий бизнеса и государства с использованием таких форм как социальный инфраструктурный контракт, льготное ипотечное кредитование и др. позволит в соответствии с указанным ранее поручением президента Российской Федерации обеспечить своевременное строительство тех объектов, которые включены в мастер-планы, планы комплексного социально-экономического развития, в иные документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. А также – привлечь частные средства в экономику Российской Федерации для повышения привлекательности индекса качества городской среды и обеспечения ее сбалансированного, эффективного и перспективного развития.



Читайте также


Как российский человек по капле выдавливает из себя советского

Как российский человек по капле выдавливает из себя советского

Опрос ВЦИОМ показал, что запрос на "сильную руку" уже не так актуален

0
678
Развитию цифровой экономики помешает общее "охлаждение" в России

Развитию цифровой экономики помешает общее "охлаждение" в России

Ольга Соловьева

В отечественную электронику уже вложено более 300 миллиардов рублей

0
2029
Крупный бизнес готов ответить за социальную стабильность

Крупный бизнес готов ответить за социальную стабильность

Анастасия Башкатова

Целясь в инфляцию, Центробанк, похоже, попадает мимо ядра экономических изменений

0
1494
Почему Трамп не Никсон

Почему Трамп не Никсон

Дмитрий Родионов

Сделки президента США оказались невостребованными в Москве и Пекине

0
922

Другие новости