0
7120
Газета Я так вижу Интернет-версия

24.11.2025 19:54:00

США начали вторую "большую игру"

Вашингтон рассматривает Центральную Азию как один из "фронтов" борьбы с российским и китайским влиянием

Владимир Борискин

Об авторе: Борискин Владимир Эдуардович – эксперт Сектора Центральной Азии ИМЭМО РАН.

Тэги: центральная азия, сша, сотрудничество, безопасность региона, китай, россия


центральная азия, сша, сотрудничество, безопасность региона, китай, россия Первый саммит «Центральная Азия – США» в формате «С5+1» состоялся в ноябре нынешнего года в Вашингтоне. Фото с сайта www.president.tj

Как отмечают многие исследователи, рост интереса глобальных игроков к Центральной Азии в последние годы достиг беспрецедентных масштабов. Все новые страны устанавливают сотрудничество в формате «5+1», взаимодействуя сразу со всеми странами региона на самом высоком уровне. В то же время активность таких игроков, как Европейский союз и страны Персидского залива, несопоставима с влиянием трех ведущих держав – России, США и Китая. На фоне мероприятий, посвященных 10-летнему юбилею переговорного формата «С5+1» с участием Вашингтона и пяти центральноазиатских государств, возникает вопрос относительно успехов глобальной «тройки» в реализации своих внешнеполитических стратегий в самом центре Евразии.

Центрально-Азиатский регион является точкой притяжения интересов ведущих государств, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, Центральная Азия обладает значительными запасами самых разных полезных ископаемых – от таких энергетических ресурсов, как нефть, газ и уголь, до цветных и редкоземельных металлов, необходимых для развития электронной промышленности. Во-вторых, регион обладает существенным транспортным потенциалом. Будучи расположенным в самом центре Евразии, Центральная Азия издавна является перекрестком торговых путей, действующих и по сей день. Расположение региона, в частности, и объясняет его важность для реализации китайской инициативы «Пояс, путь». В-третьих, регион обладает важным геополитическим значением ввиду его близости сразу к нескольким ведущим державам – России и Китаю, что обуславливает интерес не только Москвы и Пекина, но и внерегиональных игроков.

Как неудивительно, Россия, Китай и США имеют схожие интересы по некоторому ряду вопросов в контексте их взаимодействия с центральноазиатскими государствами. Точкой соприкосновения всех трех держав является вопрос безопасности региона. Россия и Китай заинтересованы в стабильности политических систем центральноазиатских государств ввиду близости этих политических образований к их границам в то время, как Вашингтону это необходимо для обеспечения сохранности и нарастания американского экономического присутствия в регионе. Все три державы выступают против распространения экстремизма, терроризма и радикализации, а также ухудшения проблемы наркотрафика.

Другая сфера сотрудничества – это транспортный потенциал региона. Россия, Китай и США видят возможность использования Центральной Азии в качестве транзитной точки на пути к другим рынкам, ввиду чего готовы вкладываться в инфраструктуру региона.

Несмотря на наличие точек соприкосновения, стоит подчеркнуть, что отношения между тремя державами в контексте их сотрудничества с регионом носят характер конкуренции. Так же, как и Российская и Британская империи боролись за влияние в данном регионе в XIX – начале XX века, так и нынешние ведущие державы конкурируют друг с другом в Центральной Азии. Несмотря на заинтересованность в стабильности центральноазиатских государств, Россия, Китай и США преследует разные цели. Первая линия «разлома» проходит между Россией и Китаем, с одной стороны, и США – с другой. Москва и Пекин сходятся в недопустимости усиления влияния их главного геополитического соперника – Вашингтона, – в то время как сама американская сторона предпринимает активные попытки поставить центральноазиатские государства в зависимость от своих капитала и технологий. Так, например, ранее Вашингтон использовал USAID (нежелательная организация в РФ, ее деятельность приостановлена на территории России), финансируя сеть местных и глобальных НКО и СМИ, для снижения влияния России и Китая, однако сейчас основным инструментом политического давления стал американский крупный капитал. США также пытаются подорвать позиции России как исторического гаранта безопасности в регионе, поставляя свое оружие и осуществляя программы подготовки центральноазиатских солдат и офицеров.

Тем не менее, несмотря на наличие общего соперника, Россия и Китай также негласно конкурируют друг с другом за влияние на Центральную Азию. Угрозу евразийской интеграции представляет не только интенсификация отношения стран региона с США, но и китайская экономическая экспансия в рамках инициативы «Пояс, путь». Все три державы ведут борьбу за природные ресурсы региона, участвуют в информационных кампаниях, направленных друг против друга, а также посредством мягкой силы сражаются за молодежь центральноазиатских государств, предоставляя ей многочисленные возможности, в особенности в сфере образования посредством грантов.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что Центральная Азия является местом пересечения интересов трех великих держав. Для России регион выступает важным внешнеполитическим направлением, взаимодействие с которым происходит на основе исторических, военно-политических и культурных связей. Сотрудничество центральноазиатских республик с Китаем сосредотачивается на энергетике, добыче полезных ископаемых и инфраструктуре в то время, как США, в свою очередь, видят в регионе источник углеводородов и один из многих «фронтов» борьбы с российским и китайским влиянием. 

 


Читайте также


АСЕАН балансирует между США и Китаем

АСЕАН балансирует между США и Китаем

Владимир Скосырев

Украина хочет, чтобы ее считали крупным партнером государств Юго-Восточной Азии

0
1884
Марко Рубио показал, куда дотянется "рука Госдепа"

Марко Рубио показал, куда дотянется "рука Госдепа"

Геннадий Петров

США оставляют за собой свободу действий в отношении Венесуэлы, Ирана и Украины

0
2691
В Белоруссии практически не осталось оппозиционных структур

В Белоруссии практически не осталось оппозиционных структур

Дмитрий Тараторин

Снижение количества дел, связанных с экстремизмом, не радует социологов

0
2283
Китай постепенно стареет и теряет население

Китай постепенно стареет и теряет население

Сергей Луконин

Пекин видит в сокращении населения угрозу для будущего страны

0
1796