Политика
ПОХОЖЕ, между Тбилиси и Москвой разгорается очередной информационно-дипломатический скандал. Сначала пропагандистский "залп" произвело военное ведомство РФ, распространив сведения о том, что в период с 1992 по 1995 г. грузинской армии было передано большое количество вооружений и военной техники, которые затем исчезли в неизвестном направлении.
Грузия бесплатно получила 12 вертолетов, 350 единиц бронемашин и более 3 тыс. автомобилей, свыше 400 орудий полевой артиллерии, около 50 минометов, более 47 тыс. единиц стрелкового оружия, 15 комплектов наземной техники и оборудования системы ПВО. Одновременно от Группы российских войск в Закавказье на баланс грузинского военного ведомства перешло около 80 военных городков и объектов недвижимости в городах Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Вазиани, Ахалкалаки и Кобулети. Помимо этого Грузия, национализировав в 1992 г. Потийскую военно-морскую базу Черноморского флота, получила в свое распоряжение значительное количество военно-технического имущества и инфраструктуру, которые значительно превышали стоимость ранее находившихся здесь боевых кораблей. В денежном эквиваленте все переданное имущество и техника оценивается на сумму от 400 до 600 млн. долл.
В ответ грузинские официальные лица не устают выражать верноподданнические чувства к Соединенным Штатам и Североатлантическому альянсу, одновременно всячески демонстрируя свое негативное отношение к российской политике на Кавказе. Как заявил на минувшей неделе в четверг советник президента республики - руководитель службы международных отношений Госканцелярии Шалва Пичхадзе: "Грузия постепенно становится главным партнером США и НАТО в регионе. Подтверждение тому - решение Соединенных Штатов затратить 64 миллиона долларов на программу подготовки грузинских сил антитеррора по программе "Обучи и оснасти" и направление в Грузию военных инструкторов".
Советник президента отметил, что "сам факт осуществления программы американской военной помощи в Грузии уже подтолкнул большую часть скрывающихся в Панкисском ущелье террористов к тому, чтобы добровольно покинуть этот регион". Правда, фактов "добровольного выхода" из Панкиси конкретных отрядов чеченских сепаратистов и иностранных наемников Пичхадзе привести не смог, однако сказал, что "по завершении программы "Обучи и оснасти" можно будет говорить о готовности Грузии выкурить всех боевиков из ущелья".
И еще. Примечательны комментарии по этому поводу некоторых политических деятелей Грузии. Джаба Иоселиани - лидер политической организации "Мхедриони", входивший в середине 1990-х гг. в состав грузинской политической элиты, - заявил о том, что данные Минобороны России о переданных ВВТ "сильно преувеличены". Однако он не исключил того факта, что министр обороны Грузии в 1991-1993 гг. Тенгиз Китовани мог получить от российских военных большее количество техники.
Буквально тут же истину в этом вопросе решил восстановить и сам Тенгиз Китовани, поведавший тбилисской радиостанции "Имеди" о том, что в начале 1990-х гг. грузинская армия получила "большое количество советских вооружений, значительная часть которых была распродана коррумпированными грузинскими силовиками". По словам экс-министра, "грузинской армии был, в частности, передан танковый полк со всей бронетехникой и вооружением, дислоцировавшийся в Ахалцихе (танковый полк включает 94 танка и более 30 боевых машин пехоты, а также более 100 единиц автомобильной техники. - В.В.), а также около 600 эшелонов с боеприпасами". Тенгиз Китовани подчеркнул, что полученных вооружений было вполне достаточно для успешной войны в Абхазии, однако впоследствии все это было растранжирено, продано, обменяно на наркотики самими же военнослужащими грузинской армии. Он уточнил, что "даже во время боев с сепаратистами в Абхазии и Южной Осетии грузинские военные продавали оружие противнику". Как утверждает экс-министр, "одним из наиболее активных торговцев вооружением была возглавляемая Джабой Иоселиани всесильная в те годы военизированная организация "Мхедриони".
Законны два вопроса. Первый - разве цифра 64 млн. долл. больше, чем 600 млн. в той же валюте? И второй - общеизвестно, что российское руководство неоднократно обращалось к официальному Тбилиси с предложениями об оказании помощи в уничтожении "осиного гнезда" боевиков в Панкиси? Ответ Тбилиси всегда был отрицательный.
Но и не это главное. Те, кто следит за развитием российско-грузинских отношений, знают, что взаимные обвинения и имитация обострения отношений, как правило, приурочиваются к очередному раунду переговоров о судьбе российских военных баз. Напомним, что грузинская сторона требует их вывода в течение 3 лет, российская - настаивает на 15. Следующий раунд переговоров спланирован на конец августа, а "артподготовка", как водится, началась уже сейчас.