Акцент
ПОЗДНО вечером в понедельник, 12 августа, в столице Дагестана городе Махачкале похищен глава миссии "Врачи без границ" гражданин Нидерландов 32-летний Арион Эркель. Как сообщили в дежурной части МВД республики, глава гуманитарной организации был похищен около 22 часов по московскому времени в дачном поселке на окраине города. Это второе за последние три недели похищение представителей гуманитарных миссий на Северном Кавказе. Ранее, 23 июля, в Чечне была похищена Нина Давидович - представитель неправительственной гуманитарной организации "Дружба".
И хотя ни в первом, ни втором случае похитители не заявили о себе, но нетрудно догадаться, что преступления совершены с целью получения выкупа. Можно с высокой долей вероятности предположить и то, куда пойдут эти денежные средства в случае успеха акции - на подпитку деятельности незаконных вооруженных формирований (НВФ), действующих на территории Северо-Кавказского региона (СКР).
Напомним, что одной из главных задач, поставленных президентом России перед силовыми структурами в ходе проведения контртеррористических операций в СКР, является прекращение материальной и финансовой помощи бандитам. Между тем уже на протяжении почти 10 лет основными источникам получения этих средств боевиками являются похищения людей с целью получения выкупа, изготовление и сбыт фальшивых банкнот на территории России, кража поступающих в Чеченскую Республику бюджетных средств, а также финансовая и материальная помощь, получаемая от различных международных организаций.
Статистика свидетельствует о неуклонном росте, начиная с середины 1990-х гг., похищений людей с целью получения выкупа в интересах поддержки чеченских НВФ. Если в 1995 г. на территории России было зарегистрировано 272 факта похищения с целью выкупа, то в 1996 г. - 338, в 1997 г. - 1140, в 1998 г. - 1415, в 1999 г. - 1554 случая. В подавляющем большинстве случаев заложники удерживались и удерживаются либо в Чечне, либо на территории СКР. Всего же, по оперативным данным, начиная с 1994 г. похищенными, захваченными в заложники и пропавшими без вести на территории Северо-Кавказского региона числятся около 3,5 тыс. человек. По оценкам, в регионе более 70% всех похищений людей совершено бандитами с требованием выкупа в размере от 1,5 до 2 млн. долл. Помимо того, что регион является благоприятной в криминогенном отношении территорией (вспомним, похищение американского гражданина Кеннета Глака), практически в каждом из его субъектов имеются один или несколько районов, где похитители чаще всего осуществляют свои преступные замыслы. В Дагестане - Махачкала, Буйнакский, Хасавюртский и Кизлярский районы; В Республике Северная Осетия-Алания - Владикавказ, зона пос. Чермен и Кировский район; в Ингушетии - населенные пункты Назранского района; в Кабардино-Балкарии - Прохладненский и Майский районы, в Ставропольском крае - Минеральные Воды, Пятигорск и Курский район.
За многими, казалось бы, разрозненными фактами просматривается хорошо отлаженная криминальная схема. Во-первых, эти деяния совершаются организованными преступными группами, которые специализируются на таком роде деятельности; во-вторых, похищения людей тесно связаны с такими тяжкими преступлениями, как бандитизм, убийства, изнасилования и вымогательства; в-третьих, похищения вызывают значительный общественный резонанс, каждый раз привлекая внимание прежде всего представителей международного сообщества к решению чеченской проблемы.
Начиная с первой чеченской кампании (1994-1996 гг.), традиционным каналом финансирования террористов остается изготовление и сбыт на территории России фальшивых денежных знаков, как правило, американских (50- и 100-долларовых купюр). Сотрудники спецслужб на территории Чечни не раз обнаруживали полиграфическое оборудование для изготовления поддельных банкнот. В ходе одного из обысков было изъято подделок на общую сумму около 70 тыс. долл. Картину дополняет и информация о деятельности фальшивомонетчиков в других субъектах РФ, в состав которых входили и чеченцы. Такие группы выявлены и обезврежены, в частности, в Брянской и Пермской областях. В правоохранительные органы постоянно приходит информация о том, что фальшивые денежные средства поступают в регион и из-за рубежа.
Еще одним каналом подпитки бандитов является кража денег, поступающих из федерального Центра на восстановление социальной сферы и поднятие экономики республики. В частности, представителями спецслужб не так давно пресечена преступная деятельность по подпитке бандформирований в Чечне бюджетными средствами, отпущенными на приобретение нефтепродуктов для проведения сельхозработ.
Не менее отлаженным каналом финансирования бандформирований являются пожертвования и материальная помощь, поступающие от различных неправительственных общественных и религиозных организаций. В настоящее время на территории СКР действует более 20 неправительственных общественных организаций: это и представители Международного комитета Красного Креста, и нескольких организаций, имеющих одно название - "Врачи без границ". Отследить их связи, с тем чтобы выяснить, куда же в конечном итоге поступает гуманитарная и финансовая помощь, чрезвычайно сложно.
Очевидно, что воюющие третий год боевики получают финансовую помощь достаточно регулярно. Часть ее, безусловно, идет на оплату деятельности НВФ, другая - на закупку и контрабандную поставку в регион военной техники и снаряжения. Самый свежий пример - это захват у боевиков 27 июля в ущелье Кериго на российско-грузинском участке госграницы большой партии оружия, в том числе пусковых установок переносных зенитных ракетных комплексов "Игла" - все это "тянет" не на один десяток тысяч долларов.
И такие случаи отнюдь не единичны. В феврале этого года пресечена попытка доставки в Чечню через территорию Кабардино-Балкарии крупной партии средств связи и военного обмундирования. Весной лидеры боевиков попытались под прикрытием поставки товаров двойного назначения ввезти телекоммуникационное оборудование на сумму около 1 млн. долл., которое, по информации спецслужб, предназначалось для ведения антироссийской пропаганды.
Значительная часть финансовых средств собирается так называемыми представителями Чеченской Республики Ичкерия за границей. Выявлено более 100 активных эмиссаров чеченских боевиков в 24 государствах. Они занимаются организацией и проведением закупок, а также их переправкой на территорию республики.
Все эти факты свидетельствуют о том, что работа по поддержке деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона если и не скоординирована, то, по крайней мере, неплохо организована. И для успешной борьбы с этим злом необходимы грамотные, четкие и оперативные действия российских спецслужб во взаимодействии со спецслужбами других государств, чего, судя по не прекращающейся третий год деятельности боевиков, пока достичь не удалось.