До выхода США из Договора об ограничении систем ПРО от 26 мая 1972 года, который случился 13 июня 2002 года, эта страна могла размещать ударные средства ПРО (базы ракет-перехватчиков) только на своей территории, как и радиолокационные станции для слежения за баллистическими целями и для их распознавания, а также для прицеливания и наведения оружия ПРО. Теперь эти ограничения не действуют, чем незамедлительно воспользовались США, согласовывая с правительствами Чехии и Польши программу развертывания на их территории третьего европейского боевого комплекса ПРО в дополнение к двум другим, создаваемым в штатах Северная Дакота и Аляска. Сбывается мечта американцев планировать осуществление перехвата российских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на восходящем участке их полета к цели, а не на исходящем, как это было возможно до 13 июня 2002 года.
С территории России российские МБР будут лететь на восходящем участке траектории полета с замедлением скорости вплоть до достижения высоты около 1000 км на удалении до 5000 км от места запуска. При этом их скорость будет плавно уменьшаться по мере набора высоты примерно с 7 км/с до 4–5 км/с. А скорость ракеты-перехватчика GBI в конце времени работы двигателя может достигать 7,5 км/с для двухступенчатого варианта GBI-2 stage и 8,5 км/с для трехступенчатого – GBI-3 stage. И здесь лучшего способа перехвата, чем на догонном курсе, не придумаешь, поскольку скорость сближения окажется в пользу ПРО США. Вот почему США стремятся со своей базой ПРО в Центральную Европу и имеют серьезные намерения оттуда не уходить ни при каких обстоятельствах.
О чем умалчивают средства массовой информации?
В публикациях на тему американской ПРО нет самого главного, самого уязвимого элемента системы – парных пунктов радиоуправления и радиосвязи ракет-перехватчиков и их головок самонаведения, входящих в засекреченную систему IFICS (In-Flight Interceptor Communications System).
По программам управления ПРО США должно быть развернуто семь пар стационарных пунктов IFICS по числу зон ПРО на территории США и других стран. Каждый стационарный пункт размещается в безлюдной местности, занимает участок безлесной территории земли площадью в один акр (40 соток). На позиции пункта размещаются служебные технические помещения с передающими и приемными устройствами, а также параболическая антенна диаметром 19 футов (5,8 м).
Связь с региональными командными пунктами ПРО и центральным командным пунктом NORAD (оборона воздушного пространства Северной Америки) осуществляется по глобальной сети сверхширокополосных цифровых каналов волоконно-оптической связи.
Наличие двух разнесенных на значительное расстояние друг от друга пунктов IFICS обусловлено необходимостью обеспечения надежной работой системы радиоуправления и радиосвязи в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снег и т.п.), которые влияют на распространение радиоволн сантиметрового и миллиметрового диапазона, а также для повышения надежности на случай выхода из строя одного из двух пунктов.
Столь подробное описание элементов системы IFICS сделано по причине того, что на протяжении последних пяти лет печать США, России и других стран даже не упоминает о существовании этой системы, хотя без нее ни одно из всех остальных средств ПРО не имеет технической возможности для точного наведения ракет-перехватчиков на баллистическую цель.
Отсутствие в последние годы упоминания о самом существовании системы IFICS можно объяснить двумя причинами. Первая самая простая и примитивная – США не хотят указывать страну и конкретное местоположение двух пунктов радиоуправления и связи – самых важных уязвимых элементов ПРО. Вторая причина состоит в том, что, если не предполагается размещение в Центральной Европе пунктов IFICS, то тогда шахтные пусковые установки с ракетами GBI в Польше никак не могут решать задачу ПРО. Следовательно, они предназначены для других целей.
Таких целей может быть две. Первая – перехват и поражение космических аппаратов военного назначения России, запускаемых с космодрома «Плесецк» в Архангельской области. И лучшего места для этого, чем северо-восток Польши, не найти. Вторая цель – объекты стратегического назначения на территории РФ вплоть до Новосибирска. В этом случае ракеты GBI-3 stage могут выполнять роль баллистических ракет средней дальности при пусках на расстояние до 5000 км.
Следует отметить, что применение GBI-3 stage в качестве ракеты средней дальности является очень опасным для России, поскольку это обеспечивает минимальное время от момента подачи сигнала-приказа на пуск GBI до ядерного поражения цели. Боеприпас в этом случае может иметь эквивалент в 50–100 кт в тротиловом эквиваленте. Полет ракеты GBI с территории Польши до Москвы займет всего 11 минут, столько же до баз МБР РВСН близ поселка Выползово и города Тейково; 13 минут до города Татищево, 15 минут до Нижнего Тагила и 21 минуту до Новосибирска. Ни США, ни их союзники не располагают другими средствами доставки ядерного оружия, способными решать задачи упреждающего ракетно-ядерного удара за столь короткое время.