Чемберлен обещал мир своему поколению, но в итоге способствовал погружению Европы в кровавый хаос войны. Фото с сайта www.iwm.org.uk
Народы бережно хранят в памяти великие исторические свершения, которые передаются из поколения в поколение. Одним из крупнейших событий XX века стала победа Советского Союза и его союзников над фашистской коалицией, оказавшая глубокое воздействие не только на ход истории, но и на общественное сознание людей во всем мире. Исторический опыт Великой Отечественной войны, опыт совместных усилий дипломатов различных стран накануне и в ходе Второй мировой войны чрезвычайно важен народам сегодня с целью предотвращения новой мировой войны, для борьбы с международным терроризмом, в деятельности по обеспечению международной безопасности в мире в целом. Теперь, спустя 70–80 лет, которые отделяют нас от тех событий, анализируя деятельность советских дипломатов, политику руководящих деятелей западных стран и роль Лиги Наций, отчетливо понимаешь значение предвоенных и военных дипломатических уроков для настоящего и будущего.
ОБ ОШИБКАХ ПРОШЛОГО
В российской общественной и научной среде по сей день идут споры о том, все ли было сделано правильно и что не удалось сделать советской дипломатии, чтобы не допустить развязывания этой самой кровопролитной войны в истории человечества. Но важно не только перечислить наши упущения, назвать причины неудач или объявить, кто в этом виноват, но и постараться понять, объективно разобраться: почему и под влиянием каких условий и факторов все это произошло. Только тогда можно сделать обоснованные выводы и извлечь из них должные уроки для наших дней.
Прежде всего отметим, что в то время война считалась допустимым средством разрешения конфликтов между странами. Чем это обернулось? Государство, развязавшее войну, пустило в ход машину массового истребления мирного населения. Был развязан геноцид против целых народов. Нужно помнить, что война – одно, но не единственное средство достижения политических целей. Еще в древности китайский мыслитель Сунь-Цзы говорил, что великого правителя и полководца отличает прежде всего умение побеждать не воюя, не сражаясь. И в этом должна была сказать свое веское слово советская дипломатия. Время и возможности у нее для этого были.
Отсчет начала общей подготовки агрессоров к развязыванию Второй мировой войны относится к 1933 году, когда сначала Япония (27 марта), а затем – Германия (19 октября) вышли из Лиги Наций.
В октябре 1935 года без объявления войны Италия начала вторжение в Эфиопию. 5 мая 1936 года была занята Аддис-Абеба, а спустя три дня Муссолини своим декретом присоединил Эфиопию к Италии. Эфиопский народ оказал агрессору героическое сопротивление. Но силы были не равны. К тому же ни США, ни Англия, ни Франция не оказали Эфиопии серьезной помощи.
Видя безразличие со стороны этих держав, Германия объявила 16 марта 1935 года об отказе от военных статей Версальского договора. Обвиняя Германию и ничего не предпринимая для того, чтобы добиться реального сокращения вооружений, Англия как бы подталкивала ее или, во всяком случае, давала ей карт-бланш в военных вопросах.
С весны 1936 года гитлеровская Германия начала активные агрессивные действия. Первым из них явилась ремилитаризация Рейнской зоны. 7 марта германское правительство заявило о своем отказе от Локарнских соглашений, и в тот же день немецкие войска вступили в Рейнскую область. Этот акт агрессии остался безнаказанным и еще больше поощрил гитлеровцев.
18 июля 1936 года по условному сигналу «Над всей Испанией безоблачное небо» был поднят мятеж против законного республиканского правительства и в Испании началась гражданская война. По существу в Испании произошла первая схватка демократических сил мира с фашизмом.
В то время как гитлеровская Германия продолжала подготовку к свершению других агрессивных актов в Европе, Япония расширяла войну против Китая. В июле 1937 года Япония совершила новую интервенцию в Китае. В итоге к концу 1937 года был оформлен тройственный блок Германии, Италии и Японии.
Весной 1938 года обстановка в Европе продолжала осложняться. 13 марта Австрия была присоединена к Германии. Англия же и Франция отделались представлением Берлину нот протеста, которые не были приняты. Политика поощрения агрессоров делала свое дело. Деятельность Лиги Наций практически была парализована из-за позиции английских и французских представителей.
В ночь с 29 на 30 сентября 1938 года в Мюнхене была заключена одна из самых постыдных предвоенных сделок. Агрессоры торопились, уже через четыре часа после того, как закончилось заседание в Мюнхене, премьеру чехословацкого правительства был вручен текст Мюнхенского соглашения, согласно которому пятая часть территории Чехословакии отходила к Германии.
Те, кто думал, что, подписав Мюнхенское соглашение, они спасли мир, жестоко ошибались. Мюнхен стал нарицательным словом, означающим предательство чужих и своих народов. С 30 сентября 1938 года мир покатился к войне.
15 марта 1939 года в нарушение всех данных ранее заверений и обещаний гитлеровские войска оккупировали всю Чехословакию. Казалось, уж теперь-то французское и английское правительства, обманутые Гитлером, начнут наконец принимать меры по борьбе с агрессией. Известно, что и в Англии, и во Франции в правящих кругах многие понимали опасность создавшегося положения. Но ни в Лондоне, ни в Париже политическое благоразумие не взяло верх.
После оккупации Чехословакии наступила очередь Польши, правительство которой, сотрудничая с гитлеровцами, получало за это подачки в виде небольших территорий Чехословакии и Литвы. Теперь Гитлер требовал возвращения Германии города и порта Данциг. Развивая свой флот, Германия отняла у Литвы Клайпедскую область с портом Клайпеда. Италия не отставала от Германии, и 7 апреля ее армия начала оккупацию Албании, которая была включена в состав итальянского государства.
Вот она, череда международных событий, которые в конечном итоге привели ко Второй мировой войне. Не заметить подготовки Германии и ее союзников к ее развязыванию было просто невозможно. Это первый и главный урок.
Система коллективной безопасности в Европе как фактор предотвращения надвигающейся угрозы
Однако утверждать, что советская дипломатия не предпринимала никаких усилий по предотвращению надвигающейся войны, было бы неправильно. В создавшихся условиях СССР предпринимает попытку создать систему коллективной безопасности в Европе, закончившуюся подписанием договоров с Францией и Чехословакией (1935). Выступая за создание системы коллективного отпора агрессору, СССР заявлял о своей готовности участвовать в коллективных действиях в целях устранения усиливавшейся опасности мировой войны. Советское правительство предлагало немедленно приступить к обсуждению с другими державами в Лиге Наций или вне ее практических мер по пресечению агрессии. «Завтра может быть уже поздно, – указывал в интервью нарком иностранных дел СССР Максим Максимович Литвинов 17 марта 1938 года, – но сегодня время этого еще не прошло, если все государства, в особенности великие державы, займут твердую недвусмысленную позицию в отношении проблемы коллективного спасения мира».
К сожалению, вместо коллективного отпора агрессорам европейские страны предоставили Гитлеру и Муссолини возможность вплоть до сентября 1939 года добиваться своих целей без единого выстрела. Поэтому деятельность советской дипломатии в этот период не может рассматриваться вне данного контекста.
В преддверии Мюнхенского кризиса одна Москва не отказалась от своих гарантий Чехословакии, а также предупреждала Польшу о том, что в случае ее нападения на Чехословакию будет считать это актом агрессии и денонсирует советско-польский договор о ненападении. С советской стороны предлагалось срочно созвать конференцию Великобритании, Франции и СССР для разрешения кризиса вокруг Чехословакии. Однако Чемберлен усмотрел в этом опасность «усиления большевизма» и советская инициатива осталась без ответа. Даже после того, как западные державы изолировали Советский Союз, а Гитлер в марте 1939 года ликвидировал Чехословакию, наша страна не прекращала попыток договориться о совместном отпоре Германии.
Предложения СССР от 17 апреля 1939 года о проведении трехсторонних переговоров в Москве и создании единого фронта взаимопомощи между Англией, Францией и СССР были последней слабой возможностью остановить роковое сползание к мировой войне. Но эти предложения были отвергнуты. Взаимные подозрения, колебания западных держав, упрямство Польши в вопросе о проходе советских войск через свою территорию, непрекращающиеся попытки Лондона и Москвы договориться с Гитлером за спиной друг друга – все это обрекало переговоры на неудачу.
Анализируя трагические события второй половины 1930-х, мы должны, безусловно, задуматься над содержанием нынешней российской внешней политики, ее высоких целей. Оказывается, мало декларировать, что наша политика миролюбивая. К сожалению, некоторые шаги, предпринятые советской дипломатией в тот период, оказались недостаточно настойчивыми, целеустремленными и убедительными. Это второй урок.
Высшие интересы человечества заставили объединить свои усилия лидеров разных стран. Фото с сайта www.trumanlibrary.org |
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ СЕГОДНЯ
С этой точки зрения вторая половина 1930 годов – подтверждение необходимости применения нового подхода к формулированию национальных интересов, который мы сейчас осуществляем в соответствии с тем, как мы понимаем принципы внешней политики Российского государства. Сегодня во внешней политике необходимо и далее проводить линию на то, чтобы война как средство разрешения политических споров была исключена из жизни мирового сообщества. Все большее значение приобретают усилия по предотвращению войны, достижению целей, выражаясь современным языком, политико-дипломатическими, экономическими и информационными средствами и способами непрямых стратегических действий. Но сегодня силы только одной дипломатии недостаточно.
Для того чтобы проводить адекватную внешнюю политику, нужны очень большое искусство, умение, научное предвидение, необходимы новые формы и методы дипломатии. Несиловые методы реализации внешней политики обладают специфической мощью. Их использование может уберечь государство от непосредственно грозящего нападения, увеличить число союзников и т.д. Но, когда речь идет о несиловых средствах, необходимо помнить, что часто они используются на фоне применения военной силы, а иногда и вместе с ней.
Другими словами, применение несиловых средств внешней политики, то есть силы дипломатии, в значительной степени предопределяется эффективностью дипломатии силы, то есть военной мощи государства. Дипломатия силы наиболее тесно связана с безопасностью государства, поскольку имеет прямое отношение к угрозе применения военной силы. Это третий урок.
Советско-германские договоры 1939 года: желание сблизиться или жестокая необходимость
В условиях политики умиротворения агрессора 23 августа 1939 года СССР подписывает с Германией Договор о ненападении (пакт Риббентропа–Молотова), а 28 сентября 1939 года – Договор о дружбе и границе. Анализ прежних и появившихся в последнее время новых источников по данной проблематике показывает, что общая обстановка в Европе и собственные цели советского руководства, озабоченного возможным нападением Германии на Советский Союз сразу после начала Второй мировой войны, диктовали необходимость достижения в той или иной форме договоренностей с Германией.
В этой связи советско-германские договоры 1939 года нельзя рассматривать как изолированное явление, как голый факт, в отрыве от событий, которые тогда происходили в мире. Очевидно, что договоры между СCCP и Германией заключались, когда фашистская агрессия уже нависла над европейскими государствами. Мы вынуждены констатировать, что экономические и политические планы агрессоров находили поддержку весьма влиятельных сил Англии и Франции. Это были круги, рассчитывавшие руками Гитлера разделаться с первым социалистическим государством. По сути, такая политика была наглядным воплощением на практике распространенного тогда политического мышления. Его приверженцы стремились поделить Европу и весь мир на сферы влияния. Западные державы руководствовались в тот период не интересами всего человечества, а лишь сугубо своекорыстными. Объединявший их антисоветизм придавал этой позиции особенно опасный характер.
СССР предпринимал шаги, чтобы обезопасить себя и укрепить свои границы. У Советского Союза практически не оказалось союзников в Восточной Европе, и тогда настало время действовать. В итоге пакетное соглашение с Гитлером стало для советского руководства зловещей альтернативой союзу с Францией и Великобританией. Это четвертый урок.
Главный стратегический выигрыш состоял не столько в предотвращении или отсрочке нападения Германии, сколько в получении пространства, позволившего увеличить глубину обороны. Но тем самым одновременно исключалась перспектива создания единого антигитлеровского фронта. Советско-германские соглашения 1939 года облегчили Германии разгром Польши, но и без них Гитлер не отказался бы от операции Fall Weiss, тем более что французы с англичанами даже после объявления войны Германии отнюдь не спешили на помощь Польше...
О другой стороне советско-германских договоров. До сих пор различные домыслы, толкования и оценки вызывают секретные протоколы, приложенные к Договору о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года. Но прежде всего, когда речь идет о секретном характере протоколов (тайной дипломатии), нужно помнить (и это – пятый урок), что такие действия полностью соответствуют специфике дипломатической практики. Советская дипломатия, как дипломатия любого государства, исходила прежде всего из национальных интересов страны и особенностей конкретной международной ситуации.
Достаточно сказать, что английский Форин офис до сих пор не снял гриф секретности с материалов, касающихся деталей полета Рудольфа Гесса в Великобританию, являющегося, по мнению историков, ключом к разгадке начала Второй мировой войны.
К ВОПРОСУ О ВНЕЗАПНОСТИ НАПАДЕНИЯ ГЕРМАНИИ НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
Содержание первого урока перекликается с сутью следующего – шестого, который заключается в просчетах военно-политического руководства страны в оценке сроков нападения фашистской Германии на Советский Союз. Это говорится не для оправдания ошибок. Оправдать все это невозможно. Просто обстановка накануне войны была значительно сложнее, чем это иногда изображается. Сталин не исключал возможности, что в 1941 году войны можно будет избежать и различными политическими маневрами оттянуть ее начало до 1942 года. Поэтому он внушал себе и своим подчиненным, что нападение может состояться только после падения Англии (проведения немцами операции «Морской лев». – В.В.), и все свои решения и действия подчинил этому соображению. Поэтому в докладах из советских диппредставительств и спецслужб говорилось не столько о возможном нападении, сколько о том, что это провокационные слухи, дезинформационные сведения и т.д.
Будучи уверенным, что все так и будет, Сталин поручил сделать сообщение ТАСС от 13 июня 1941 года о том, что пакт о ненападении с Германией будет соблюдаться. Потому, когда 22 июня 1941 года нападение свершилось, это оказалось для него неожиданным и внезапным. Однако объективно внезапности не было, ибо имелись многочисленные, неопровержимые данные о приближении войны.
СОЗДАНИЕ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ
С началом Великой Отечественной войны главной задачей советской дипломатии стало обеспечение наиболее благоприятных внешних условий для скорейшего разгрома немецко-фашистских войск. Это было возможно только путем создания антигитлеровской коалиции с последующей организацией военного и военно-технического сотрудничества союзников.
Необходимость и возможность консолидации противников фашизма в национальном и международном масштабах обусловливались также вовлечением в орбиту мировой войны все большего числа государств и народов, возрастанием сопротивления агрессору, пониманием массами того, что под угрозой оказалась вся мировая цивилизация. И тем не менее вплоть до вынужденного вступления в войну Советского Союза западные державы так и не смогли образовать действенной коалиции. Причина этого заключалась в том, что объединению антифашистских сил мешали острые противоречия, попытки каждой из воевавших стран достичь в первую очередь своих национальных целей в войне, извлечь из нее максимальные выгоды.
Сотрудничество Советского Союза и западных стран во Второй мировой войне – явление огромной исторической важности. Оно стало возможным вследствие ряда обстоятельств. Накопленный в годы войны опыт сотрудничества показал, что оно формировалось, ширилось и набирало силу прежде всего потому, что за его развитие в интересах скорейшего и полного разгрома противника постоянно выступал Советский Союз. Привлечение на свою сторону многих ранее нейтральных и даже враждебно настроенных западных государств, объединение их в действенный антигитлеровский союз было делом нелегким. Нужно было преодолеть разного рода противоречия, с одной стороны, между СССР и западными странами, а с другой – внутри западных государств.
Образование антигитлеровской коалиции как противовеса Тройственному пакту было жизненно важно и Западу, и СССР. Для первых необходимость его создания диктовалась тем, что на Западе, по существу, не оказалось государства, которое смогло бы противостоять агрессору. Это убедительно доказали трагические события первого периода войны, когда нацистская Германия в короткий срок оккупировала ряд европейских стран.
Вопрос о создании антигитлеровского военно-политического союза стал успешно решаться лишь начиная со второй половины 1941 года, после вступления в войну Советского Союза. Реально мыслящие государственные и политические деятели Запада вынуждены были признать, что суверенное существование их стран находится в прямой зависимости от оборонной мощи и стойкости СССР. Эту точку зрения разделял, например, Эдвард Стеттиниус, занявший в 1944 году пост государственного секретаря США: «Если бы Советский Союз не удержал свой фронт, немцы получили бы возможность покорить Великобританию. Они были бы в состоянии захватить Африку, а затем создать плацдарм в Латинской Америке».
Победы Третьего рейха в Западной Европе и Северной Африке, разгром Франции, порабощение Греции, оккупация Югославии, продвижение войск держав «оси» через Балканы к нефтяным источникам Ближнего Востока – все это представляло огромную опасность для Великобритании. Масштабы угрозы, которая нависла над страной, реальная возможность вторжения вермахта на Британские острова побудили Уинстона Черчилля первым из западных руководителей 22 июня 1941 года заявить о поддержке Советского Союза в войне против гитлеровской Германии: «Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь». «Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем».
На всех этапах и уровнях военно-политического сотрудничества с буржуазными государствами СССР, как правило, принадлежала дипломатическая инициатива. Именно по его предложению проведены многие важнейшие двусторонние и многосторонние международные переговоры, встречи, он активно участвовал в разработке совместных соглашений.
Конечно, в ходе войны не могли исчезнуть противоречия, обусловленные различием социально-политических систем СССР и западных государств – участников антигитлеровской коалиции. Они проявлялись и в отношении к характеру и конечным целям войны, и в решении возникавших военных и политических проблем. По-разному, например, СССР и его западные союзники относились к выполнению своих обязательств. Советский Союз точно и своевременно их выполнял, хотя зачастую это было сопряжено с огромными трудностями. Иной позиции придерживались западные деятели. «Было бы катастрофой, – признавался Черчилль, – если бы мы твердо соблюдали все свои соглашения».
Тем не менее практика военно-политического сотрудничества Советского Союза с США, Великобританией и Францией в рамках антигитлеровской коалиции показала, и это один из существенных уроков войны, что между странами с различным общественным строем могут быть достигнуты взаимоприемлемые решения по сложнейшим проблемам войны и мира. Если в годы войны они сотрудничали и достигли в этом положительных результатов, то в современных условиях такое сотрудничество возможно, а его необходимость возрастает еще больше.
Поэтому седьмой дипломатический урок из Второй мировой войны состоит в том, что высшие интересы человечества требуют объединения усилий государств и народов во имя выживания человечества, для спасения мировой цивилизации. И сам факт создания антигитлеровской коалиции показал, что общечеловеческие интересы и ценности могут и должны стать приоритетными в деятельности государств, общественных сил и движений. Тем более в сегодняшний ракетно-ядерный век.