Солдаты алжирской освободительной армии, 1958 год. Фото Здравко Печара/Музей африканского искусства, Белград |
Сыграла свою роль и деятельность французов на ниве ликвидации безграмотности среди алжирских детей, и распространение французской культуры. Экономическое развитие Алжира и принятие мер по здравоохранению также выглядели привлекательно и внушали алжирцам надежду на будущее.
Но бытовые условия большинства коренного населения не улучшались. Практически вся экономика Алжира находилась в руках французов. И французы упрямо не хотели предоставлять коренным жителям такие же политические права, какими пользовались сами.
НА ПУТИ К СВОБОДЕ
Первые признаки организованной, системной борьбы алжирцев за независимость проявились после Первой мировой войны. С 1918 года алжирские улемы (авторитетные знатоки ислама) заговорили о необходимости получения Алжиром автономии и самоуправления.
В 1920-е годы коренные алжирцы начали требовать улучшений условий труда и доступа к французскому гражданству. Вскоре зазвучали требования и полной суверенности Алжира. Но французские власти не шли на переговоры и тем более на компромиссы. Единственное, на что они согласились, это предоставить гражданство 60 тысячам «достойных» мусульман.
В 1926 году алжирцы создали национально-революционное движение под названием «Североафриканская звезда». Оно попыталось объединить магрибских «пролетариев» в борьбе с колонизаторами, объявив своей целью «улучшение условий труда рабочих во всех французских владениях в Северной Африке».
Это уже всерьез обеспокоило французов, и в 1929 году они ликвидировали опасную организацию. Но в 1937 году на ее основе возникла Партия алжирского народа. Она уже выступала за создание алжирского государства с собственной конституцией, разработанной учредительным собранием, избранным жителями Алжира.
В 1937 году эта партия также была запрещена, но продолжала работу в подполье. В 1938-м появился Алжирский народный союз. Опубликованный в 1943-м Манифест алжирского народа требовал для алжирцев самоуправления, создания ассамблеи и признания арабского языка официальным наравне с французским.
Ставки росли. Во время Второй мировой войны Франция была вынуждена пойти на уступки алжирским реформаторам, дабы не усугублять своей и без того плачевной ситуации. Но дождавшись, когда Третьему рейху пришел капут, Франция тут же объявила алжирцам, что их требования слишком радикальны.
Возмущенные алжирцы принялись готовить вооруженное восстание. В городах начались протестные демонстрации, и на одной из них, в Сетифе, французский полицейский застрелил манифестанта-алжирца за то, что тот хотел нести национальный флаг своей страны.
Это произошло 8 мая 1945 года, когда Европа праздновала окончание войны. Демонстрация переросла в беспорядки, затем в восстание, которое быстро перекинулось на другие населенные пункты. Оно охватило около 20 городов и поселков, не считая отдаленных горных деревень.
В восстании участвовали до 50 тыс. человек. Вооруженные охотничьими ружьями и трофейными автоматами повстанцы поджигали фермы европейцев, нападали на отряды правительственных войск. В итоге были убиты 102 европейца. Французская армия и колонисты (те самые черноногие, или пье-нуар) использовали в ответ стрелковое и холодное оружие, а также танки, артиллерию и авиацию.
Власти бросили на подавление восстания около 12 тыс. солдат и офицеров. Армия разгромила разрозненные выступления менее чем за 10 дней. После чего начались карательные акции, продолжавшиеся несколько месяцев. В них были убиты, по минимальным оценкам, до 10 тыс. алжирцев (а по оценкам американского посольства – 45 тыс.).
Трупы не успевали хоронить и бросали где попало, в том числе в колодцы и в горные пропасти. Более 1300 алжирцев были осуждены, 99 из них приговорены к смертной казни. Потери французов составили 88 человек убитыми и около 150 ранеными.
ВОССТАНИЕ ПОДАВЛЕНО – БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
После кровопролития в стране воцарилось внешнее спокойствие. Но поскольку французы продолжали вести прежнюю политику, активно поддерживаемую колонистами, очередной социальный взрыв был не за горами.
Обе стороны пришли к одинаковому выводу: конфликт можно решить только силой. Французы стали готовить алжирцам дальнейшие, еще более суровые репрессии. А те, в свою очередь, начали поднимать на борьбу с метрополией сотни тысяч соотечественников.
В 1947 году на съезде Партии алжирского народа было создано ее вооруженное крыло – Секретная организация. Позднее она объединилась с другими подобными антифранцузскими группами, плодившимися одна за другой. И все они готовились к полномасштабному вооруженному восстанию.
Вооруженные группы поделили территорию Алжира на шесть военных округов. Каждый округ возглавил свой командующий, обладавший определенной свободой действий. К ноябрю 1954 года был создан Фронт национального освобождения (ФНО), и большинство влиятельных политических и военных группировок алжирцев вошли в него как в общенациональную организацию.
К тому моменту число европейских переселенцев в Алжире превысило миллион человек. Многие из них обзавелись землей, отобранной когда-то у алжирцев. У других имелось европейское образование, позволявшее им найти высокооплачиваемую работу.
Такие люди, как правило, имели полезные связи с хорошо устроившимися в Алжире соотечественниками, а потому сразу получали более широкие права и возможности в сравнении с коренными алжирцами. Разумеется, все это не способствовало улучшению обстановки в стране.
Взаимная неприязнь и даже ненависть между разными социальными группами возрастала. Коренные жители Алжира чувствовали себя обделенными в своей собственной стране и требовали участия в управлении ею. Но французы не хотели делиться властью и терять доходы.
ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
1 ноября французы обычно празднуют День всех святых и вспоминают усопших. В 1954 году в ночь перед этим праздником в разных уголках Алжира повстанцы атаковали правительственные учреждения, казармы и дома французов. Были жертвы, в том числе абсолютно невинные.
Момент для начала боевых действий был выбран не случайно. Незадолго до этого французы потерпели разгромное поражение во Вьетнаме и лишились своих колоний в Индокитае. Большая часть боеспособных французских войск все еще находилась там, ожидая эвакуации. Тем не менее Париж отправил в Алжир дополнительные воинские подразделения.
Спустя 12 дней премьер-министр Франции Пьер Мендес-Франс (бывший военный летчик, участник Второй мировой) выступил с речью перед Национальным собранием в Париже и заявил, что на кону стоит само существование Франции. «Невозможно пойти на компромисс, когда дело касается внутреннего мира нации, единства и целостности Республики, – сказал он. – Алжирские департаменты входят в состав этого государства. Их отделение невозможно». Именно правительство Мендес-Франса вскоре предоставило свободу Тунису и Марокко. Но Алжир считался не колонией, а полноценным французским департаментом, от него Париж был не готов отказаться.
Однако сам ФНО в военном отношении еще не успел набрать сил. В его вооруженные формирования входили от 500 до 800 опытных бойцов, в то время как остальные были лишь плохо обученным ополчением. Вдобавок даже при всей своей малочисленности армия ФНО испытывала нехватку самого обычного оружия.
Первые акции ФНО были не слишком болезненными для французов, противодействие властям не носило масштабного характера. В начале 1955 года назначенный Парижем новый генерал-губернатор даже запланировал в Алжире реформы, направленные на увеличение благосостояния коренного населения. Но меры эти явно запоздали, остановить войну было уже сложно.
В августе 1955 года она получила мощный толчок. В пригороде Константины были убиты 92 человека, в основном французы, а в городке Филиппвиль (ныне Скикда) – 123 человека, из них более 70 местных французов. Колониальные войска и пье-нуар ответили с еще большей жестокостью, повторив бойню 1945 года и лишив жизни сотни, а по другим оценкам, тысячи алжирцев.
Ожесточение обеих сторон переходило все границы. При виде столь жуткого насилия многие из участвовавших в противоборстве людей меняли свои воззрения и начинали стремиться к миру любой ценой. Тем не менее война продолжалась.
Незадолго до этого 8 тысяч французских резервистов были призваны на военную службу, а в августе 1955-го во Франции были ограничены отсрочки от воинской службы по призыву. Численность французских войск в Алжире увеличилась более чем вдвое: с 75 тыс., служивших в январе, до 180 тыс. в декабре.
УСПЕХИ ФРОНТА НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ
В 1956 году Тунис и Марокко, соседние с Алжиром французские колонии, обрели независимость. Это было на руку ФНО, поскольку на территории этих стран тут же появились лагеря для подготовки алжирских повстанцев.
В августе того же года было завершено формирование вооруженного крыла ФНО – Армии национального освобождения (АНО). Самым крупным подразделением в ней был батальон, но обычно во время партизанских действий ее войсковые единицы редко превышали численность роты.
ФНО старался придерживаться классической партизанской тактики: нападать на армейские конвои, небольшие гарнизоны и посты, взрывать мосты и линии связи. В борьбе с партизанами французы использовали тактику квадрильяжа – разделение территории страны на районы, каждым из которых занималось отдельное подразделение.
Борьбой с партизанами занимались также элитные французские парашютные полки и Иностранный легион. Они вели так называемую мобильную войну, проводя операции в различных районах. А все остальные французские формирования контролировали ситуацию только на выделенной им территории.
В Алжире для переброски войск французы часто использовали вертолеты, что стало ноу-хау в истории войн. Позднее американцы применили эту находку во Вьетнаме. Но, как показали итоги этих войн, ни тем ни другим это не помогло.
А ФНО продолжал набирать силы. Он наладил поставки оружия в Алжир из Египта, Туниса и других стран. Спустя два года после начала войны ФНО уже располагал войсковыми формированиями численностью до 10 тыс. человек, еще через два года – до 100 тыс. На вооружении у них имелись артиллерийские орудия, минометы и зенитные установки.
Франция увеличила свой контингент в Алжире с 50 тыс. в 1954 году до 400 тыс. человек в 1958-м. Всего, по самым скромным подсчетам, в этой войне приняли участие около миллиона французов. Из них почти 18 тысяч погибли в боях и более 9 тысяч скончались от ранений и болезней. 450 человек пропали без вести.
БИТВА ИДЕОЛОГИЙ
Не забывали воюющие стороны и об идеологической борьбе. В 1957 году французы создали «специальные административные секции». Их задачей были регулярные контакты с жителями отдаленных районов Алжира и внушение им мысли о пользе дружбы с Францией и необходимости борьбы с национализмом.
Эта работа имела успех, и немалое число коренных алжирцев приняло сторону французов. Из них формировали отряды добровольцев, так называемых арки (по-арабски «движение»), которые обороняли свои селения от партизан ФНО. Такие же подразделения были и во французской армии, и численность их была внушительной.
Партизаны, в свою очередь, старались расправиться со всеми, кого считали коллаборантами. Повстанцы запрещали детям посещать французские школы и читать произведения европейских авторов. Взрослых жителей они заставляли отказаться от употребления алкоголя и табака. Эта суровая мера имела целью подчинить граждан нормам шариата и одновременно хоть на немного снизить доходы французской экономики.
Чем завершилась эта борьба, мы расскажем в следующий раз.