0
2671
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

03.07.2016 20:45:00

В культуре. Акция художницы-акционистки закончилась повесткой, Большой театр расширяет аудиторию

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Обозреватель отдела культуры "НГ"

Тэги: кинофестиваль, москва, акционизм, акция, катрин ненашева


кинофестиваль, москва, акционизм, акция, катрин ненашева Теперь спектакли Большого театра можно посмотреть и на свежем воздухе. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС

В один день в Москве, 30 июня, будто передавая друг другу эстафету, завершился 38-й Московский международный кинофестиваль с победой картины «Дочь» Резы Миркарими (подробнее см. «НГ» от 30.06.16), а на Трехгорной мануфактуре стартовала V Московская международная биеннале молодого искусства (о ней читайте в ближайших номерах «НГ»).

В тени громких новостей оказалось другое важное событие. Неделю назад, в прошлое воскресенье, завершилась 21-дневная акция художницы-акционистки Катрин Ненашевой «На-казание» (интервью с ней см. в «НГ» от 20.06.16), посвященная протесту против жестокого обращения с детьми в детских домах. Художница ходила по городу с закрепленной на спине больничной койкой, к остову которой крепился лоскут ткани с вышитым «Сотни сирот – это заложники психбольниц». 12 июня Катрин Ненашева обрабатывала пролежни инвалиду-колясочнику Дмитрию Жданову в Александровском саду. За время трехнедельной акции сама акционистка стояла на коленях на горохе, ела ложками соль... – то, что заставляют в виде наказаний делать в детдомах и больницах сирот. 26 июня акцию она завершила в «Детском мире»: Дмитрий Жданов попробовал встать с коляски – и прошел до выхода из магазина. «Мы подумали, что смысла заканчивать акцию демонстрацией наказания нет, в частности, в силу апатии, наблюдаемой и в обществе, и в художественной, и в политической среде. И решили закончить акцию, поскольку она была посвящена истории Димы, вставанием на ноги – несмотря на то что ходить он не может, то есть ему очень сложно это делать. Но он все-таки попробовал. Нам хотелось показать, что, несмотря на наказания, на апатию, дети борются и стараются идти вперед вопреки трудностям, которые испытывают в своем детском государственном мире. Для меня было важно пройти с Димой этот путь и важно, что после акции 12 июня он снова поверил в себя. Моя задача как художника была показать этого героя и дать ему голос, поскольку обычно у нас о таких людях практически не пишут и не говорят», – рассказала художница «НГ».

На фоне этого общественного равнодушия в адрес протестной акции художницы-акционистки последовали жесткие меры. Сразу после начала «На-казания» художницу уволили из благотворительного фонда, в котором она работала. Причин ей не объясняли, но сама она предполагает, что это связано с критикой ее деятельности внутри организации, и, кроме того, продолжает акционистка, «у НКО сейчас проблемы с новым законом про политическую деятельность – начиная с того, что нельзя проводить пикеты и участвовать в собраниях и публично критиковать государственные механизмы». (Здесь стоит сказать, что Катрин Ненашева еще после прошлогодней акции «Не бойся» на Красной площади лишена повышенной стипендии в Литинституте, которому пришлось писать в Минкультуры объяснительную.)

Но это еще не все. После акции Катрин Ненашевой 12 июня, не застав ее вечером в общежитии, сотрудники Центра «Э» (центр по противодействию экстремизму ГУ МВД. – «НГ») 14 июня отправили повестку в ОВД на адрес прописки в другом городе. Составление протокола об административном нарушении по ст. 20. 2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) назначили на 28 июня. Хотя, как отмечает художница, согласно ст. 28. 5 его правомерно составлять в течение двух суток после правонарушения... В просьбе адвоката Катрин Ненашевой о переносе этой «встречи» с 28 июня на другой день в ОВД ему отказали, сообщив, что все составят сами, а дело передадут в Тверской суд. «Непонятно, куда они пришлют повестку в суд, и как я смогу узнать, когда назначены слушания», – говорит художница.

Другой сюжет, на этот раз связанный с музейными кадровыми перестановками, получил развитие на прошлой неделе. Экс-директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, которую внезапно сменил Игорь Конышев (см. «НГ» от 26.06.16), приказом Минкультуры назначена руководителем историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический». Напомним, год назад, когда губернатор Севастополя Сергей Меняйло назначил директором этой институции протоиерея Сергея Халюту, в музейной среде это вызвало скандал (см. «НГ» от 09.08.15). Халюта руководителем пробыл недолго, врио музея-заповедника стала Лариса Седикова, которая теперь будет замдиректора по науке. А одним из первых обещаний, которое на новом посту озвучила Мельникова, стало выстраивание взаимоотношений с РПЦ. Комментарии, как говорится, излишни.

Уик-энд на Театральной площади собрал сотни москвичей и гостей столицы. Большой театр вышел «в свет»: впервые состоялась трансляция спектаклей Исторической сцены на экране, давали «Царскую невесту» Римского-Корсакова. А в следующие выходные можно будет увидеть знаменитый балет «Драгоценности».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Михаил Сергеев

Мир погружается в период недоверия, непредсказуемости и нестабильности

0
831
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
1113
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
1324
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
773

Другие новости