Фото сайта ww.mkrf.ru
В Большом театре министр культуры Владимир Мединский вручил государственные и ведомственные награды деятелям культуры. В частности, звания «Народный артист РФ» удостоен худрук, директор Государственной академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова Геннадий Дмитряк, танцовщики Большого театра Владислав Лантратов и Михаил Лобухин получили звание «Заслуженный артист РФ». Орден «За заслуги перед отечеством» II степени вручен артисту Малого театра Юрию Каюрову, а артистке Вахтанговского театра Людмиле Максаковой – «За заслуги перед отечеством» III степени. Звание «Заслуженный деятель искусств РФ» получили директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и худрук Центра оперного пения имени Галины Вишневской Ольга Ростропович.
А во французском посольстве Сильви Берманн, посол Франции в России, награждала директора Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову – она стала кавалером ордена Искусств и литературы.
Тем временем есть награды, а есть отмена строительства здания ГЦСИ-РОСИЗО на Ходынке. Процесс с этим самым строительством, трудный, можно сказать, многострадальный, с переносом площадок, тянется уже много лет (на очередном этапе, в 2014-м, даже прошла закладка будущего музейного комплекса на Ходынке, но в 2015-м и на Ходынке проект вновь попросили подвинуться). Начался он, еще когда Государственный центр современного искусства был самостоятельной институцией, еще до того, как указом министра культуры в 2016 году был подчинен РОСИЗО. За год до скандального слияния, когда судьба проекта вновь была под угрозой, Мединский за этот проект заступался. Тогда за отмену строительства выступил экономический блок правительства, теперь его отменили столичные власти – за отсутствием 16 млрд руб. Они обратились в Минкультуры и просят отдать эти площади под парк. Для музея же выделят другое место в центре. Как сообщается, возможно, рядом со зданием ГЦСИ на Зоологической. С нее, напомним, и начиналась история со строительством нового здания. Только в это строительство давно уже мало верится, да и институция, поставленная в подчинение РОСИЗО, институция, которую тогда покинули многие сотрудники, включая худрука Леонида Бажанова, – уже другая.
В связи с «квартирным вопросом» напомним, что выделенное некогда для филиала ГЦСИ здание Фабрики-кухни завода имени Масленникова (1932 год) в Самаре, перешедшее потом к РОСИЗО, было отдано некоторое время назад Третьяковке. Разрабатывать концепцию «музейно-выставочного кластера», как называет это директор ГТГ, ее музей будет как раз с РОСИЗО. Акцент сделают на искусстве XX века: исходя из того, как это сформулировано сейчас, получается, что фокус с современности (как это было бы в случае, если бы ГЦСИ оставался самостоятельной структурой) смещен просто в XX век – найдется ли там место искусству XXI столетия, непонятно. Подготовительные работы в здании должны быть завершены к 2021 году.
Что касается РОСИЗО, с этой структурой история тоже развивается и делает это в странном направлении. Премия «Инновация», которой занимался ГЦСИ, после того как у руля оказался РОСИЗО, сменила формат, неведомым для критериев оценки образом смешав разные форматы (например, изобразительное искусство с театром и кино), но взяв подзаголовок «Государственная премия в области современного искусства». Но на минувшей неделе директор РОСИЗО Сергей Перов выступил с инициативой учреждения новой премии «в области актуального классического российского искусства «Традиция». «В настоящее время в России не существует государственной премии для выдающихся современных живописцев, скульпторов и графиков», – объявил он, добавив, что «в идеале, когда проект будет запущен, мы будем каждый год видеть срез актуального классического искусства». Тут можно вспомнить слова политика: «Никогда такого не было, и вот опять». Но вспоминается циркуляр, выпущенный летом 2017-го Минкультуры за подписью тогдашнего первого замминистра Владимира Аристархова, ныне поставленного руководить Российским институтом культурного и природного наследия. Там современное искусство отделили от актуального, под последним наказав подведомственным учреждениям понимать «искусство, содержащее в себе смыслы, в которых нуждается современное общество, имеющее существенное значение в современную эпоху, вне зависимости от времени создания». Поскольку Перов упомянул и современников, напомним и определение современного искусства из того документа: «искусство, создаваемое нашими современниками вне зависимости от того или иного художественного направления и формы выражения». И как бы путано ни звучали планы Перова, видимо, «Традиция» будет держаться поближе к насаждаемым сейчас консервативным ценностям. Вот вам и одно из действий ведомственного документа.
комментарии(0)