0
2221
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

24.03.2019 16:45:00

Защитят ли искусство от оскорбленных чувств, пока не решено

Неделя в культуре

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ»

Тэги: госдума, культура, закон, минкультуры, безопасность, третьяковская галерея, провокация

Полная On-line версия

В Госдуме прошли слушания концепции нового закона «О культуре». В профессиональной среде годами говорили о том, например, что учреждения культуры должны быть выведены из-под действия 44-ФЗ, закона о закупках, препятствующего нормальной работе культурных институций. В итоге с этим согласился и министр культуры Мединский. А в конце прошлого года президент Путин сказал, что закону о закупках нужны доработки. В этом вопросе пока ясности больше.

Чего нельзя сказать о другой давней проблеме – о том, возможно ли вывести содержание «литературных и музыкальных произведений, театральных постановок, произведений изобразительного искусства, визуальных искусств, экспозиций и выставок в музеях, произведений киноискусства, демонстрируемых в киноклубах и синематеках» из квалификации «публичных действий» в том смысле, в каком о них идет речь в части 1 статьи 148 УК РФ.Т.е. возможно ли законодательно оградить искусство от обвинений в оскорблении чувств верующих, особенно учитывая, что готовность оскорбиться периодически переходит все грани разумного, как было со скандальной реакцией на новосибирского «Тангейзера», как было с погромом московской выставки «Скульптуры, которых мы не видим».

Советник президента по культуре Владимир Толстой в комментарии ТАСС сказал, что «никакой законодательной инициативы пока нет. Есть какие-то концептуальные подходы, которые обсуждались, есть разные мнение по этому поводу. Никто не даст конкретного прогноза. Будут идти консультации и, если найдется консенсус, будет сформировано предложение. Пока [консенсуса] нет». Хотелось бы надеяться на лучшее, но учитывая усиливающиеся консервативно-охранительные тенденции в государстве и наступательные позиции РПЦ (из недавнего – притязания Церкви на Спасо-Андроников монастырь, где расположен Музей им. Андрея Рублева), верить в чудо трудно. Собственно, реакция РПЦ и не заставила себя ждать – руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) уже выступила с тем, что Церковь против такой инициативы и будет с ней бороться.

Тем временем в Третьяковке в среду прошла очередная провокация. На этот раз никто и ничто не пострадали и ничего из музея вынесено не было – наоборот, пока один экстравагантный человек решил пройтись по постоянной экспозиции и постоять в зале Врубеля, кто-то другой, как сообщают, некую работу или работы в музее оставил. Из одежды на прогуливавшемся посетителе были стринги и золотистая краска, но задумка, видимо, не очень удалась. Судя по гуляющему в сети видео, не то чтобы на «пришельца» обращали много внимания, а что именно в музее оставили, непонятно, так что смысл дефиле растворился в небытии. Но вопрос и о безопасности, и о культуре поведения в музеях (о чем много говорил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский после случая вандализма в отношении репинского «Ивана Грозного... ") не решен, а копилка инцидентов полнится. Эрмитаж 22 марта сообщил о поступившей в музей угрозе теракта – в прошлый раз людей оттуда эвакуировали всего месяц назад, 21 февраля. И это тоже давнишняя проблема – обратной стороной открытости музеев (отчасти связанной с требуемым Минкультуры роста посещаемости) стала их незащищенность. Перед провокациями в том числе.

После дефиле в Третьяковской галерее, кстати, выяснился странный момент. «Пост Росгвардии находится на входе в музей. Об инциденте мы узнали от сотрудников музея», – сообщил «Интерфаксу» официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин. Он же напомнил, «что на выходе из музея нет постов Росгвардии». О нехватке постов Росгвардии известно, но... как так? Только что ведь был случай с Куинджи.

В четверг стало известно, что в Минкультуры появится новое подразделение, которое займется вопросами безопасности учреждений культуры. Только вот функции охраны его касаться не будут. «Охраной у нас занимается Национальная гвардия. С ними мы достигли соглашения о том, что Национальная гвардия готова к расширению сотрудничества с учреждениями культуры», – передает ТАСС слова замминистра Николая Овсиенко. Насколько можно понять из его комментария, очередное ведомство намерено решать проблемы на теоретическом уровне – путем «выработки единых подходов к обеспечению безопасности и методическим сопровождением этих процессов». Не вполне понятно, о каких единых подходах может идти речь, если специфика концертных залов, театров и музеев разная, как разные требования безопасности – и, соответственно, охраны, например, у большого музея и мемориальной квартиры. Может быть, лучше уже перейти к практике и озвучить, что конкретно значит расширение сотрудничества Нацгвардии с институциями культуры? В цифрах, которые так любит Министерство культуры.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1549
Путин подписал закон об увеличении штрафов за нарушения ряда положений ПДД

Путин подписал закон об увеличении штрафов за нарушения ряда положений ПДД

0
911
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
1400
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
1371

Другие новости