0
1438
Газета В мире Интернет-версия

01.10.1999 00:00:00

Победа дракона над тигром

Владимир Малеванный

Об авторе: Владимир Сергеевич Малеванный - журналист
Юрий Хангиреевич Тотров - полковник СВР РФ в отставке.

Тэги: китай, цру


РОВНО полвека назад, 1 октября 1949 года, на площади Тяньаньмэнь в Пекине состоялась торжественная церемония провозглашения Китайской Народной Республики (КНР). Для США то был день траура: режим Чан Кайши опирался на американскую военную и финансовую помощь. Но ставка эта была Вашингтоном проиграна вопреки усилиям многих западных военных, дипломатов и разведчиков.

До нападения японцев на Перл-Харбор в декабре 1941 г. и начала тотальной войны на Тихом океане в Китае под прикрытием военных атташе при посольстве США действовали лишь сотрудники военной и военно-морской разведок. После того как президент Франклин Д. Рузвельт создал Управление по координации информации (УКИ) во главе с полковником ВВС Уильямом Донованом, в Вашингтоне начали активно изучать возможности использования территории Китая для боевых действий против японской армии. В июне 1942-го Донован возглавил выделившееся из УКИ Управление стратегических служб (УСС), диверсионно-разведывательный орган, которому было поручено заниматься сбором информации о противнике и проведением во вражеском тылу акций саботажа и диверсий.

УСС удалось создать в Китае мощный разведывательный аппарат. Этому способствовал и назначенный в октябре 1944 г. командующим американскими войсками на Китайском ТВД вместо Джозефа Стилуэлла генерал Альберт Ведемейер. Так, если в октябре 44-го во всех подразделениях УСС в Китае служили 106 человек, то в июле 45-го их насчитывалось уже 1891. После разгрома гитлеровской Германии УСС получило возможность перебросить значительную часть своих оперативных сотрудников на Дальний Восток.

Непосредственным руководителем операций УСС в Китае начиная с октября 1944 г. и вплоть до сентября 1945 г. являлся полковник Ричард Хеппнер, ранее служивший в адвокатской конторе Донована в Нью-Йорке. Штаб-квартира УСС на Китайском ТВД была переведена на юг страны, в Куньмин, где располагался штаб 14-й воздушной армии генерала Ченнолта. На базе разведотдела штаба армии создано специальное подразделение УСС, которое действовало без ведома Дай Ли, руководителя спецслужб Гоминьдана.

Понимая, что Коммунистическая партия Китая, ее политические союзники и ее вооруженные формирования способны были оказать значительную поддержку США в войне с Японией, американцы по соглашению с руководством КПК открыли в 1944 г. в Яньане - столице "Особого района Китая", контролируемого революционными силами, - свое военное представительство ("миссия Дикси"). В Яньань прибыли 16 офицеров, среди них полковник Баррет в качестве руководителя, пять сотрудников УСС под началом майора Кромли (до войны он работал журналистом в Токио), а также два дипломата в ранге вторых секретарей посольства - Сервис и Ладден. Велись негласные переговоры с лидерами КПК об установлении военного и политического сотрудничества.

Когда же в начале 1945 г. на Ялтинской конференции Сталин и Рузвельт заключили соглашение о вступлении СССР в войну с Японией через 2-3 месяца после разгрома и капитуляции Германии, стратегические планы США были пересмотрены. Военный аспект в контактах американцев с КПК отошел на задний план.

После окончательной капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. Вторая мировая война закончилась, и 20 сентября президент Трумэн подписал документ, которым УСС надлежало расформировать в течение 10 дней. Информационно-аналитические подразделения передавались госдепартаменту, а свыше 9 тысяч сотрудников оперативных подразделений - военному министерству в качестве Отдельного соединения Стратегической службы. К ноябрю 45-го представительство этого нового разведывательного органа мирного времени в Китае перебазировалось из Куньмина близ бирманской границы на восточное побережье страны - в Шанхай. Туда же передислоцировался и весь штаб генерала Ведемейера. Были созданы новые резидентуры американской разведки в Пекине, Тяньцзине, Циндао, Нанкине, Мукдене, Кантоне, Гонконге, Ханькоу, а также на Тайване.

В январе 1946 г. Отдельное соединение Стратегической службы, наследник УСС, вошло в состав новой структуры в разведсообществе США - Центральной разведывательной группы (ЦРГ), предшественницы ЦРУ. Как явствует из оперативного плана упомянутого соединения, одной из его задач в Китае был сбор информации о советских войсках, дислоцированных не только в Маньчжурии (до 3 мая 1946 г.), но и во всей азиатской части СССР. Аналогичные сведения собирались американцами о формированиях НОАК. Главными объектами проникновения в оперативном плане назывались советские разведорганы, а также Компартия Китая.

В период гражданской войны в Китае с 1945 по 1949 г. американская разведка полностью поддерживала армию Чан Кайши, добывала информацию о действиях НОАК и передавала эти сведения гоминьдановцам. Нередко сотрудники ЦРУ совершали авиаразведку и вели аэрофотосъемку. Знаменитая 14-я армия генерала Ченнолта, получившая за свои боевые действия против японцев название "Летающие тигры" (Flying tigers), в конце концов превратилась в специальное авиатранспортное подразделение ЦРУ, которое занималось переброской частей чанкайшистской армии в тыл войск НОАК, доставкой своим союзникам вооружения, средств связи, военного снаряжения. "Тигры" активно участвовали в операциях по тайной заброске агентуры и диверсантов на территории, занятые коммунистическими силами.

Наряду с планами агентурного проникновения в КПК и НОАК американцы пытались внедриться в советские учреждения на китайской территории и даже вывести свою агентуру в Советский Союз. Большие усилия прилагались для засылки агентов в Монголию (МНР) и Северную Корею. Однако, как стоит отметить, у большинства сотрудников ЦРУ, занимавшихся вербовочной работой в Мукдене, не было достаточного оперативного опыта. Среди них преобладали или бывшие парашютисты спецназа УСС, как Синглауб, Гарольд Лейт и Хью Редмонд, или недавние выпускники университетов, как Ньютон Майлер. Неудивительно, что, когда на северо-востоке Китая установилась народная власть, там были разоблачены агенты ЦРУ, открытый суд над которыми состоялся в Мукдене в ноябре 1949 г.

В противоборстве с Компартией Китая американская разведка явно недооценила опыт своего противника, прошедшего через горнило кровопролитной партизанской войны и революционного подполья. Спецслужбы КПК со дня их образования готовили себе кадры для конспиративной работы, создавали разветвленную агентурную сеть во многих государственных учреждениях, армии и спецслужбах гоминьдановского правительства. Поэтому коммунисты имели свои надежные, глубоко законспирированные источники информации и в большинстве представительств США в Китае, будь то посольство, консульство, военный штаб или резидентура УСС, а позднее ЦРГ и ЦРУ.

Известно, в частности, как умело КПК использовала свою агентуру, внедренную в посольство США в Чунцине, в подразделение, занимавшееся ведением психологической войны. Еще один яркий пример - дело разведчика Ларри У Тайчина, внедренного не только в агентурную сеть противника, но и в само ЦРУ. Он был разоблачен только в 1985 г., да и то лишь после измены другого китайского разведчика, в свое время помогавшего У Тайчину попасть на работу в Лэнгли.

Несмотря на призывы окружения Чан Кайши готовиться к длительной войне, уже с 5 февраля 1949 г. началась переброска авиации, военных запасов, валютных резервов и других ценностей Гоминьдана на остров Тайвань. Туда же эвакуировались военный и торговый флот режима, суда ВМС США с базы в Циндао, а вместе в ними и многочисленные подразделения военной миссии США в Китае. Разведчики "уходили бегом".

Провозглашение КНР поставило США перед дилеммой - или заявить о признании коммунистического правительства в Пекине и отказаться от поддержки режима Чан Кайши, или объявить власть Компартии Китая незаконной и продолжать поддерживать остатки чанкайшистов на Тайване. В Вашингтоне предпочли второй вариант. Таким образом, повсюду на территории Китая, кроме Тайваня, дипломатические и другие представительства США оказались закрыты - на последующие четверть века.

Постепенно осознав, что противостояние с самой крупной по населению страной мира, которая к тому же постоянно наращивает свою экономическую и военную мощь, совершенно бесперспективно, правительство США в 1971 г. решилось на тайные переговоры с руководством Пекина, а в 1972-м восстановило с Китаем дипломатические отношения.

В 1973 г. в Пекин прибыл первый за 24 года резидент ЦРУ под дипломатическим прикрытием - выпускник Йельского университета, уроженец Циндао 45-летний Джеймс Лилли. Тот самый, что в 1971-м приезжал на секретные переговоры в Китай вместе с госсекретарем США Киссинджером. В 1989 г. Лилли вновь приехал в Пекин, но уже в качестве посла Соединенных Штатов.

Особая заслуга в успехах китайских спецслужб при их соперничестве с разведорганами США, и прежде всего в противоборстве с ЦРУ, принадлежит Чжоу Эньлаю, который по заданию партии держал эту сферу деятельности под своим постоянным контролем.

Здесь уместно будет упомянуть и о роли советских разведчиков, которые в те решающие для судьбы КНР годы оказывали посильную помощь КПК, НОАК и китайским спецслужбам. Они работали на победу китайской народной революции и приветствовали ее вместе со всеми в СССР как нашу общую победу. Вот так полвека назад пробудившийся Дракон одолел саблезубого Тигра.

(Полный текст статьи читайте в # 38 "Независимого военного обозрения" .)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1470
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1677
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1784
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4101

Другие новости