Фото Reuters
Президент США Барак Обама в сопровождении жены, дочерей и тещи в воскресенье приземлился в гаванском аэропорту Хосе Марти и тем самым начал свою поездку по двум латиноамериканским странам – Кубе и Аргентине.
Эти государства были выбраны не случайно. Они идеально подходят в качестве примера применения на практике ключевого постулата доктрины Обамы – «превратить противников в партнеров». Именно Гавана и Буэнос-Айрес в течение десятилетия (с севера и юга Латиноамериканского региона) формировали ядро леворадикальных режимов, выступавших с критикой политики США. Начало рыночных реформ на Кубе и приход к власти в Аргентине в минувшем декабре правоцентристского президента Маурисио Макри сдали крупные козыри Белому дому в сложной геополитической игре на обширном латиноамериканском пространстве. По сути, у США появился шанс круто изменить региональную ситуацию в свою пользу.
Без ложной скромности сам Обама назвал свой визит на Кубу историческим, чем, впрочем, не слишком погрешил против истины. Еще пару лет назад возможность того, что президент США прибудет в Гавану и посетит Дворец революции, а Остров свободы станет одним из последних «редутов Обамамании», фигурировала в ряду кошмаров кубинских руководителей. Теперь нереальное стало реальным.
Рассмотрим визит американского президента на Кубу в трех измерениях: двустороннем, региональном и глобальном.
В двустороннем плане поездка Обамы призвана придать импульс процессу нормализации связей между Вашингтоном и Гаваной, старт которому был дан 17 декабря 2014 года, когда лидеры двух стран объявили о намерении реанимировать американо-кубинские отношения, прерванные по инициативе США 3 января 1961-го. За год с небольшим стороны сделали немало: были восстановлены дипломатические отношения, а в США вступили в силу решения, направленные на ослабление введенной в 1960 году экономической и финансовой блокады Кубы. Между двумя государствами была восстановлена прямая телефонная связь, организовано регулярное воздушное сообщение, налажено взаимодействие по банковским каналам, на Кубе (впервые с 1959 года) планируется создать предприятие американской компании Cleber, выпускающее сельскохозяйственную технику для частных фермеров. Расчет Вашингтона строится на том, что капиталистическое цунами сметет с Кубы «социализм XXI века».
В региональном разрезе диалог с Гаваной является элементом стратегии США в Латинской Америке, где позиции Вашингтона подверглись эрозии под напором Китая и России. Напомню: Москва декларировала установление стратегического партнерства с целым рядом латиноамериканских стран, включая Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Кубу, Эквадор, что в Вашингтоне восприняли как вторжение в зону его национальных интересов. Вместе с тем конфликт с Кубой на протяжении десятилетий отравлял межамериканские отношения, поэтому США намерены «разыграть кубинскую карту» в своей региональной политике.
Одновременно просматривается глобальный аспект курса на нормализацию американо-кубинских отношений в духе доктрины «стратегического спокойствия» – составной части принятой в начале 2015 года Стратегии национальной безопасности. Новая редакция стратегии ставит на первое место среди вызовов США «российскую агрессию» в Украине, за которой следует террористическая угроза. Не забыт и Китай. США, отмечено в документе, «озабочены его милитаризацией». Такой взгляд на мир определяет базовые для американской геополитики цели и задачи. В их числе – обеспечение надежного стратегического тыла, вытеснение конкурентов с латиноамериканского пространства и превращение его в звено глобального американского доминирования.
Начинающийся сегодня визит Обамы в Аргентину призван (в соответствии с концепцией «стратегического спокойствия») закрепить линию на фактический развал антиамериканского блока в Латинской Америке и одновременно развернуть тренд двусторонних американо-аргентинских отношений в сторону более тесного взаимодействия в приоритетных для обеих сторон областях.
Последним действующим президентом США, побывавшим на аргентинской земле, был Джордж Буш-младший, участвовавший в 2005 году в IV саммите Америк в Мар-дель-Плата. Этот визит оставил у американцев горький осадок: леворадикальные лидеры Латинской Америки во главе с Нестором Киршнером и Уго Чавесом заблокировали вашингтонский план создания единого интеграционного пространства от Аляски до Огненной Земли и на десятилетие заморозили связи США с Аргентиной. Теперь наступил момент их разморозить.
Для правительства Макри особый интерес представляет экономическая сторона отношений с США, прежде всего выравнивание двусторонней торговли и привлечение американских инвестиций. В этой сфере наблюдается неблагоприятная для Буэнос-Айреса картина. Если в 2005 году отрицательное сальдо Аргентины в торговле с США составляло 495 млн долл., то в 2015-м этот показатель вырос почти в 10 раз – до 4727 млн. Критический характер носит и проблема недофинансирования аргентинской экономики. Инвестиционный голод сопровождается острой потребностью в инноватизации реального сектора, внедрении современных технологий. В нынешних условиях, считают эксперты, именно американские корпорации могут стать источником передовых технологий. Вашингтон демонстрирует готовность к расширению торгово-экономических связей. Свидетельство тому – 400 американских бизнесменов и банкиров, прибывающих вместе с Обамой. В повестке дня – переговоры с аргентинскими предпринимателями, что может открыть перспективы совместных проектов.
В свою очередь, Белый дом стремится подключить аргентинские спецслужбы к борьбе с наркоторговлей, давно ставшей головной болью всех вашингтонских администраций. Аргентина превратилась в важный транзитный коридор, по которому наркотики переправляются из мест их производства в районы основного потребления. Перекрыть эти каналы – одна из задач американских властей, решить которую можно только во взаимодействии с аргентинскими компетентными органами.
Пребывание Обамы в Аргентине совпало с 40-й годовщиной прихода к власти в этой стране военного режима, развязавшего так называемую грязную войну против политических оппонентов и пользовавшегося поддержкой США. В качестве жеста доброй воли Вашингтон объявил о решении впервые рассекретить документы своих военных и разведывательных ведомств, относящиеся к трагическим событиям тех лет.
Таким образом, и на Кубе, и в Аргентине просматривается курс Белого дома на наведение мостов с государствами Латинской Америки, еще вчера находившимися в оппозиции Вашингтону. Полагаю, что до конца президентства Обама сделает дополнительные шаги на латиноамериканском направлении, предпримет усилия по закреплению достигнутых результатов.