Хайнц-Кристиан Штрахе и Себастьян Курц выступают за снятие напряженности между ЕС и Россией. Фото Reuters |
Австрийская народная партия (АНП) и ультраправая Австрийская партия свободы (АПС) договорились о создании правящей коалиции. Приведение нового правительства к присяге должно состояться сегодня. Союз АНП и АПС символизирует консервативный и правопопулистский поворот в Евросоюзе, граждане которого обеспокоены сохранением общественно-политической стабильности, полагает эксперт. А согласно исследованию, поддержка ультраправых партий в странах ЕС достигла исторического максимума.
В соответствии с коалиционным соглашением канцлером страны станет 31-летний председатель АНП Себастьян Курц. Пост вице-канцлера, в свою очередь, займет лидер ультраправых Хайнц-Кристиан Штрахе. Ведомства МВД и МИДа также отойдут представителям ультраправых. Так, главой австрийской дипломатии может стать ближневосточный эксперт Карин Кнайсль, известная своей критикой в адрес канцлера ФРГ Ангелы Меркель и руководства ЕС.
АПС уже участвовала в правящей коалиции с АНП в 2000–2005 годах. Однако на сегодняшний день она станет единственной входящей в правительство ультраправой партией в Западной Европе.
Как АНП, так и АПС выступают против углубления евроинтеграции, на которой настаивают глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и президент Франции Эмманюэль Макрон (см. «НГ» от 12.12.17). Впрочем, Курц, который ранее уже провел встречу с Юнкером, дал понять: европейскому истеблишменту не стоит переживать относительно политического курса его коалиции. При этом он подчеркнул, что его правительство будет придерживаться «проевропейского» курса. К таким заявлениям присоединился и Штрахе.
«Мы останемся надежным и активным партнером Евросоюза и будем помогать его развитию», – отмечается в совместном заявлении АНП и АПС. Вместе с тем партнеры по коалиции отметили, что ЕС должен уважать принцип субсидиарности, согласно которому решение экономических и политических проблем должно осуществляться в первую очередь на местном уровне.
Как известно, договоренность о создании коалиции была достигнута спустя два месяца после парламентских выборов. Первое место на них заняла АНП, получив 31,5% голосов. АПС же смогла заручиться поддержкой 26% электората, став третьей по популярности партией.
Говоря о внутренней политике, ультраправые выступают за усиление борьбы с нелегальной иммиграцией в ЕС, а также призывают к более активным усилиям по ассимиляции приезжих из мусульманских стран. О необходимости ввести более строгий контроль над миграцией неоднократно заявлял и Курц.
Союз Курца и Штрахе символизирует консервативный и правопопулитский поворот в ЕС, отмечает заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. «Миграционная политика, проводимая властями ЕС и поддерживаемая такими лидерами, как Ангела Меркель, столкнулась с консервативными настроениями в обществе, – сказал «НГ» эксперт. – Впрочем, сама Меркель признала еще в 2015 году, что интеграция приезжих потребует больших усилий – как со стороны мигрантов, так и со стороны европейцев».
В этом контексте, рассуждает Белов, политика Курца и Штрахе привлекла ту часть населения, которая «обеспокоена сохранением общественно-политической стабильности и культурно-исторических ценностей». Хотя Австрия и не против принятия трудовых мигрантов, заметил аналитик, она хочет бороться с нелегалами и настаивает на принятии мигрантами культурных ценностей Запада.
«Касаясь вопросов интеграции и иммиграции, в ЕС существуют две крайние позиции – либеральная немецкая и крайне консервативная линия, которой придерживается Вышеградская группа, не желающая пускать к себе никаких мигрантов, – сказал Белов. – Австрия занимает промежуточную позицию».
О том, что декларируемый рядом либеральных политиков курс в отношении миграции столкнулся с проблемами, согласен и другой эксперт. «Хотя в СМИ об этом не говорят, но (жесткая. – «НГ») позиция по миграции таких стран, как, например, Венгрия, постепенно становится европейским мейнстримом», – сказал «НГ» внештатный сотрудник Европейского фонда Карнеги политолог Балаш Яробик.
На укрепление консервативных трендов в Европе также указывает исследование, проведенное шведским аналитическим центром Timbro, который проанализировал результаты выборов в 15 странах ЕС на протяжении последних 40 лет. По данным Timbro, если в 1982 году поддержка праворадикальных партий в этих странах составляла 1%, то в 2002-м – уже 8%. А в 2016-м доля сторонников ультраправых возросла до 12,6%.
Помимо жесткой позиции по миграции АПС выступает за налаживание отношений с Россией, настаивая на отмене введенных ЕС санкций против Москвы. Ранее она подписала соглашение о сотрудничестве с «Единой Россией».
«Входящие в австрийскую коалицию партии настроены пророссийски и будут выступать за снятие антироссйиских санкций на уровне ЕС, – сказал Белов. – Но политика, как известно, – это искусство возможного, и поэтому позиция Австрии упрется в позицию Германии, а также Брюсселя, которые привязали отмену санкций к Минским договоренностям».
Вдобавок, отметил эксперт, отмене санкций будет мешать формалистический подход к этому вопросу в Брюсселе: «Там полагают, что как только санкции отменят, повстанцы на востоке Украины сразу начнут боевые действия». В итоге, заключил Белов, Австрия будет последовательно выступать за снятие санкций, но вопрос, смогут ли они продавить свое решение, остается открытым.