Израильские военные, дислоцированные в пограничных районах, не теряют бдительности. Фото Reuters
Сирийские правительственные войска и проиранские отряды продолжают расширять подконтрольную им зону вблизи Израиля и Ливана, объясняя это борьбой с джихадистами. Участники наступления вплотную подошли к анклаву Бейт-Джинн, который остается единственным бастионом повстанцев на юге провинции Дамаск. В нем находится и та оппозиция, которая согласилась на перемирие. Подобный шаг может вызвать ответ Израиля.
Об усиленном продвижении в районе Бейт-Джинна сообщило сирийское агентство SANA. По его данным, лояльные Дамаску силы ведут там борьбу с боевиками радикальной коалиции «Хайят Тахрир аш-Шам», куда, как известно, входят элементы «Ан-Нусры» (запрещена в РФ).
Однако сигналы бедствия в этих районах подает умеренная оппозиция, которая подписала соглашение о перемирии под эгидой российско-турецко-иранского «триумвирата». «Поддерживаемое Ираном ополчение пытается расширить свою зону влияния по всей территории от юго-запада Дамаска до израильской границы», – сообщил Reuters с места боевых действий Сохаиб аль-Рахиль, официальный представитель группировки «Лива аль-Фуркан» (повстанческое формирование числится на сайте Минобороны РФ как примкнувшее к режиму прекращения огня).
Израильская пресса отмечает, что в натиске на приграничные районы участвуют иранские спецподразделения, а также боевики ливанской «Хезболлы». Газета Haaretz предупреждает: не все в военном руководстве согласны сидеть сложа руки, пока под боком создается иранский плацдарм. Издание указывает на моральную дилемму, перед которой сейчас стоит еврейское государство: «В течение последних двух лет в рамках политики добрососедства Израиль предоставлял медицинскую помощь, еду и одежду жителям деревень, расположенных вблизи своей границы. Отношения с людьми (проживающими там. – «НГ») укрепились. Страх перед сионистским дьяволом, который сирийская система образования прививала своим гражданам на протяжении десятилетий, сменился уважением к усилиям Израиля. Что сделает Израиль сейчас, когда режим пускает в ход привычные методы для возвращения этих земель?»
За последние месяцы израильское руководство ясно дало понять, что оно готово на силовой сценарий, чтобы предотвратить расширение иранского влияния в Сирии. В начале декабря Армия обороны обстреляла район Аль-Кисва, расположенный в 13 км от Дамаска и примерно в 50 км от границы с еврейским государством. Как писала «НГ» в номере от 4.12.17, факт ракетных ударов был интерпретирован как сигнал российским властям о необходимости обуздать амбиции своих партнеров по сирийской военной кампании.
В экспертной среде не сомневаются, что последние действия официального Дамаска в приграничных районах могут спровоцировать западного соседа на новый военный ответ. «На мой взгляд, от Израиля можно ожидать все что угодно, – заявил «НГ» старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики (ВШЭ) Григорий Лукьянов. – Когда доходит дело до государственной безопасности, то Израиль реагирует всеми доступными для него средствами. Особенно это касается ситуации в Сирии. В случае если сирийские войска окажутся без зонтика воздушного прикрытия со стороны российских ВКС в непосредственной близости от той красной черты, которую для них прочертило командование Вооруженных сил Израиля, вполне можно ожидать ракетно-бомбовые удары, авиаудары и любые другие формы силового воздействия. По крайней мере можно быть уверенными, что Израиль не будет ограничиваться заявлениями, дипломатическими нотами, а сделает акцент на демонстрации силы и своих способностей влиять на ситуацию в приграничных районах».
Позиция РФ в вопросе конфликта между Израилем и сирийским руководством достаточно специфична, отмечает аналитик. «У нас очень хорошие отношения с Израилем, – говорит Лукьянов. – Этими отношениями российская сторона, безусловно, дорожит. С другой стороны, российская сторона не всегда может повлиять на решения, принимаемые в штабах сирийской армии, и на командный состав сирийских войск и союзных им сил на местах. В итоге брать на себя ответственность за все, совершенное этими акторами, Россия не может и не хочет. В свою очередь, нужно отдать должное израильскому руководству, которое понимает естественные границы российского влияния и присутствия в Сирии, что до сегодняшнего момента давало возможность России и Израилю при всех многочисленных инцидентах договариваться по данным вопросам. Это оставляет надежду, что даже в нынешних условиях возможность договориться остается».