Фото официального сайта посольства РФ в Великобритании
Чрезвычайный и полномочный посол России в Великобритании Александр Яковенко ответил на вопросы корреспондента «НГ» Наталии СПИВАК по поводу дипломатического скандала, который разразился в связи с «делом Скрипаля».
– Александр Владимирович, Россия отрицает причастность к инциденту в Солсбери, тогда как в Великобритании настаивают на иной версии событий. Есть ли шансы выяснить правду?
– Мы надеемся на выяснение правды.
– Как вы оцениваете результаты заседания Организации по запрещению химического оружия, состоявшегося 4 апреля в Гааге?
– На обсуждение в рамках ОЗХО Россия представила свой проект решения, суть которого сводилась к тому, чтобы Великобритания начала сотрудничать с Россией по поводу отравления в Солсбери, а организация оказала всяческое содействие. Против такого решения выступили 15 западных стран, в основном члены Евросоюза и НАТО, в то время как 6 стран выступили за это решение, а 17 воздержались, что означает: они не ассоциировали свою позицию с теми, кто проголосовал против. Так что мы удовлетворены итогами этого голосования. Это значит, что практически все страны Латинской Америки, все страны Азии, за исключением двух, а также все страны Африки разделяют нашу позицию.
– Представители России и Великобритании регулярно обмениваются жесткими и нелицеприятными заявлениями. Что, на ваш взгляд, следует предпринять, чтобы приостановить дипломатическую перепалку?
– Надо предоставить доказательную базу и совместно разобраться в том, что произошло в Солсбери.
– С какими трудностями столкнулся штат нашего посольства после высылки из Лондона 23 дипломатов?
– Нас стало меньше на 40%, поэтому снизилась активность в отделе выдачи виз, сократились основные направления деятельности посольства. И конечно, сократилось представительство военного атташата.
– Какие новые санкции против России могут созреть в кабинете Терезы Мэй в ответ на грядущее выдворение из нашей страны более 50 сотрудников британских дипмиссий?
– Надеюсь, что британская сторона остановится в этом вопросе.
– Поставит ли «дело Скрипаля» крест на двусторонних отношениях? Или все-таки есть шансы преодолеть разногласия и вернуться к партнерству через некоторое время?
– Жизнь никогда не заканчивается на одном событии или на одной трудности в двусторонних отношениях. Отношения между нашими странами значительно шире, чем «дело Скрипаля». Даже если британская сторона приостановила общение с нами на официальном уровне и заявила о том, что она не планирует проводить встреч на высшем и высоком уровне, это не значит, что замораживается экономическое сотрудничество. У нас остаются открытыми все возможности в плане области культуры и то, что мы называем общением между людьми. Что касается внешней политики, мы будем оказывать необходимое давление на британскую сторону, с тем чтобы склонить к сотрудничеству с нами. Это необходимо сделать, в том числе исходя из тех международных обязательств, в частности Венской конвенции о дипломатических сношениях 1963 года и Двусторонней консульской конвенции 1968 года, которые Британия должна выполнять.
– Каковы перспективы экспорта российских энергоресурсов в Британию? Ведь Лондон покупает у нас газ и уголь...
– Мы не видим каких-либо изменений в этой области и надеемся, что их не будет.
– В западной прессе наблюдается избыток агрессии в адрес России. Значит ли это, что против нашей страны открыта информационная и экономическая война?
– Россия занимает активную позицию по большинству внешнеполитических вопросов. Наша политика в Сирии, например, разделяется большинством стран, и мы чувствуем эту поддержку. Россия смогла переломить ситуацию в борьбе с терроризмом в Сирии, и есть много других вопросов, по которым мы чувствуем поддержку практически всех стран. Так что мы не одни. Да, сегодня есть проблемы с западным блоком стран, но это связано с их переходным статусом в мировых делах. Мы знаем, как активно растут Китай, Индия, Вьетнам, Россия, и относительный экономический вес 28 стран западного блока снижается. Для них этот переход является очень болезненным. То же самое относится и к внешней политике. Западные страны серьезно подорвали свой авторитет агрессией в Югославии в 1999 году, когда Белград бомбили снарядами, в том числе со слабой радиоактивной начинкой, а также иракской авантюрой и операцией в Ливии. Сегодня мы стали свидетелем еще одной большой провокации, которая связана с отравлением российских граждан Сергея и Юлии Скрипаль. И если британская сторона не пойдет на сотрудничество с нами, не предоставит убедительных доказательств в поддержку своих обвинений, то естественно, ее авторитет может также серьезно пострадать. Это новые реалии мира.
комментарии(0)