Фото Chris McGrath/Getty Images
В интервью агентству Reuters Дональд Трамп заявил, что хотя на встрече с Владимиром Путиным в Хельсинки вопрос о снятии санкций не поднимался, он готов ослабить их действие в обмен на стремление Москвы пойти навстречу Вашингтону по вопросам Сирии и Украины. В Кремле, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, теперь ждут от Белого дома конкретных предложений о сотрудничестве в урегулировании ситуации в этих странах. По мнению же эксперта, Трамп намекает Москве о необходимости выдвижения новых инициатив по Сирии и Украине, которые он мог бы преподнести своим истеблишменту и общественности как добрую волю России.
Трамп наконец приоткрыл завесу над тем, какие темы были в центре внимания его беседы тет-а-тет с Путиным 16 июля в Хельсинки.
Это безопасность Израиля, ситуация в Сирии, «российская аннексия Крыма и вторжение в Восточную Украину», а также строительство газопровода «Северный поток – 2». По словам президента США, его российский коллега даже не поднимал вопрос об американских санкциях.
Вместе с тем Трамп готов рассмотреть отмену антироссийских ограничений. Правда, это может произойти только в случае, если Москва предпримет какие-либо шаги навстречу Вашингтону по таким вопросам международной повестки, как Сирия и Украина. «Я бы рассмотрел этот вопрос, если бы они (Россия. – «НГ») сделали что-нибудь хорошее для нас. А без этого я даже не собираюсь этот вопрос изучать», – заявил президент США.
Любопытно, что такое заявление прозвучало за день до того, как в США запланировано введение новых антироссийских санкций за отравление в Британии экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Речь идет об инициированных Госдепартаментом США ограничениях, поводом для которых стали обвинения России в применении в Солсбери боевого отравляющего вещества «Новичок». Эти санкции вводятся в два этапа. Первый пакет, который должен вступить в силу 22 августа, предполагает запрет на поставки российским госпредприятиям таких товаров, как электроника и нефтегазовое оборудование. Если Москва откажется сотрудничать с международными экспертами по химическому оружию, то через три месяца будет «распечатан» второй пакет. Предполагается, что он будет включать понижение уровня дипломатических сношений, почти полное торговое эмбарго, а также запрет на полеты в США авиакомпании «Аэрофлот».
По словам Пескова, новые санкции, которые Вашингтон пригрозил ввести 22 августа, – это продолжение «недружественных и незаконных» действий, которые нанесут ущерб всей международной торговле. Что же касается заявлений Трампа по поводу возможного снятия санкций, то в Кремле приветствуют инициативу президента США улучшить отношения с Россией, однако были бы больше рады конкретным действиям в этом направлении. «Мы слышим много различных заявлений. Тут, конечно, нужно понимать, о каких именно условиях идет речь. Мы, безусловно, приветствуем заявления, которые подтверждают готовность сотрудничать. Но еще больше мы приветствовали бы какие-либо конкретные действия», – цитирует Пескова РИА Новости.
То есть в Москве ждут новых предложений о сотрудничестве в урегулировании ситуации в Сирии и Украине, которое ранее Трамп назвал условием отмены санкций. Хотя, по мнению доктора политических наук, главного научного сотрудника Института Европы РАН Александра Шумилина, своими заявлениями Трамп хочет побудить Путина к более решительным действиям, которые помогут разрешить сирийскую и украинскую проблемы.
В беседе с «НГ» эксперт поделился своей интерпретацией слов Трампа: «Помня об обошедшем все мировые масс-медиа эпизоде с подачей Путиным футбольного мяча Трампу, президент США как бы передает мяч обратно в руки российского коллеги. И намекает – изыскивайте варианты поведения в Сирии и Украине, которые можно было бы истолковать и «продать» Конгрессу и американской общественности как добрая воля России, заслуживающая хотя бы частичной отмены санкций».
Говоря об урегулировании кризиса в Сирии, Шумилин отметил, что в нынешней ситуации ожидать чего-то прорывного от России невозможно, кроме, пожалуй, одного – воздействия на президента Башара Асада с целью отсрочить наступление в Идлибе или вообще перейти к переговорным форматам решения проблемы этого контролируемого Турцией повстанческого анклава. Взрыв в Идлибе не нужен и самой России, так как чреват новым обострением отношений с Анкарой.
«Судя по всему, у Трампа есть желание поддержать хоть какую-то динамику в отношениях с Россией, которая возникла после Хельсинки. Но одновременно с возникшей динамикой в Сирии были расставлены красные линии, за которые нельзя заходить, и в результате ситуацию заблокировали. Если в Хельсинки говорили, что Россия может и должна воздействовать на Иран, то стало ясно, что сделать этого она не в состоянии. И наш посол в Израиле об этом заявил четко: Москва не может заставить Тегеран покинуть Сирию, – напомнил Шумилин. – Сначала Сергей Лавров и Валерий Герасимов, а затем и сам Владимир Путин пытались заручиться в Европе пониманием ситуации вокруг сирийских беженцев. Однако там посчитали преждевременным обсуждать вопрос о помощи в восстановлении Сирии, поскольку сперва должно быть достигнуто политическое урегулирование».
Что же касается Украины, то, по мнению эксперта, в центре повестки там может стоять вопрос о размещении ооновских сил на востоке страны и о воздействии со стороны Москвы на руководство ДНР и ЛНР с целью не обострять ситуацию в зоне конфликта.
комментарии(0)